Комплект окнтрольно-оценочные средства по дисциплине ОП.02. Основы автоматизации производства ФГОС Сварщик. Основы автоматизации производства для сварщиков


Основы автоматизации производства для сварщиков

Сварка чаще всего выполняется с помощью роботов, предназначенных для манипулирования инструментом. Роботы могут осуществлять два вида сварки: точечную контактную и дуговую. В обоих случаях робот удерживает сварочный пистолет, который пускает ток через две соединяемые металлические детали. В соответствии с управляющей программой сварочный пистолет может перемещаться, практически не отклоняясь от заданной траектории. И если программа отлажена хорошо, сварочный пистолет прокладывает шов с очень высокой точностью. Большинство роботов для точечной сварки применяется в автомобильной промышленности. При сборке автомобиля необходимо выполнить огромное количество операций точечной сварки, чтобы надлежащим образом соединить между собой различные детали кузова, например боковины, крышу и капот. На современных конвейерах эти детали вначале соединяются временно несколькими прихваточными сварными соединениями. Далее кузов перемещается по конвейеру мимо группы роботов, каждый из которых осуществляет сварку в строго определенных местах. Поскольку все кузова монтируются на одной производственной линии, для получения высококачественных соединений просто требуется, чтобы робот каждый раз повторял заданную последовательность перемещений. При очевидных преимуществах такого использования роботов существует ряд и серьезных технических проблем. Запрограммировать робот весьма непросто. Необходимо не только задать точный маршрут движения манипулятора, но и подготовить инструкции, в соответствии, с которыми регулируется напряжение и сила тока в каждой точке маршрута. А эти параметры могут меняться, например, в зависимости от толщины свариваемого материала или от того, какую форму имеет прокладываемый шов прямую или криволинейную. Также необходимо сконструировать фиксаторы, удерживающие детали в процессе сварки таким образом, чтобы сварка осуществлялась при высокой точности позиционирования. Когда сварочный пистолет держит человек, он способен учитывать незначительные изменения заготовки. Сварщик-человек, лишь слегка сместит инструмент, с тем, чтобы выполнить шов в заданном месте. Робот же не способен принимать подобные решения, если фиксаторы допускают перекос или смещение, то существует вероятность того, что сварные швы будут расположены с отклонением. Кроме того, фиксатор должен быть таким, чтобы манипулятор имел доступ к детали с разных сторон. Следующая проблема касается допусков на изготавливаемые детали. Сварщик-человек принимает во внимание неизбежные отклонения в размерах, но роботу подобная коррекция не под силу. Таким образом, когда сварка осуществляется с помощью автоматики, допуски на детали, изготавливаемые на других участках предприятия, должны быть минимальными. Сварка металлов приобретает все большее значение в машиностроительном производстве. Изготовление сварных деталей обходится часто дешевле, чем литых и кованных, особенно в индивидуальном и массовом типе производства большой экономический эффект приносит применение штампосварных конструкций, что позволяет значительно сократить массу изделий без ухудшения их жесткости и прочности. Автоматизация сварочных работ проводится в двух основных направлениях: ·   использование сварочных автоматов и полуавтоматов различных конструкций и принципов действия;

·   применение манипуляторов, кантователей и сварочных приспособлений для установки в требуемое взаимное положение свариваемого изделия и сварочного автомата.

Автоматизация сварочных процессов               

Необходимость автоматизации сварочных процессов определяется, прежде всего, такими их характерными особенностями, как высокие энергетические параметры, скоротечность отдельных этапов энергетических преобразований и процесса формирования сварного соединения, труднодоступность зоны сварки для непосредственного измерения и контроля, повышенный уровень вредных воздействий на здоровье человека и необходимость оперативной оптимизации сварочных процессов в соответствии с выбранным критерием.В общем объеме операций по производству сварных конструкций на процесс сварки обычно приходится 15... 20%, однако он определяет свойства и эксплуатационную надежность конструкций. Большое количество параметров, влияющих на ход сварочных процессов, и высокие скорости их изменения требуют для управления ими обработки значительного объема информации в единицу времени, поэтому автоматизация оказывается обязательным условием успешного и качественного выполнения сварочных процессов. Невозможность поддержания непрерывной вольтовой дуги при сварке плавящимся электродом обусловила создание автоматического регулятора Н. Г. Славяновым, что и обеспечило реальную возможность промышленного применения дуговой сварки плавящимся электродом. Цель автоматизации сварочных процессов – получение сварных соединений с требуемыми свойствами при наилучших технико-экономических показателях без непосредственного участия человека. Автоматизация сварочных процессов, при которой повышается точность управления и контроля, а также исключается влияние на технологический процесс субъективных факторов (мастерство рабочего, его утомляемость и т.п.), направлена прежде всего на повышение качества сварных соединений и его стабилизацию в пределах партии однотипных изделий. Исключение или сведение к минимуму количества недопустимых дефектов сварных швов снижает потери рабочего времени, энергетических и материальных ресурсов, связанные с исправлением брака. Автоматизация сварочных процессов сопровождается реальным повышением производительности труда и экономией трудовых ресурсов. Социальный аспект автоматизации предполагает освобождение человека от непосредственного выполнения сварочных операций и управления сварочным оборудованием прежде всего в условиях вредных, либо опасных для здоровья, а также при выполнении рутинных операций нетворческого характера. Автоматизация сопровождается созданием новых средств производства, которые в свою очередь служат основой разработки и применения прогрессивных технологий сварки. Непосредственное решение общей задачи автоматизации сварочного производства затруднено многомерностью объектов. Выбор оптимального варианта стратегии управления сварочными процессами определяется типом технологического процесса и основными целями. Аппаратура и системы управления классифицируются по алгоритму управления, который определяет выбор альтернативной цели управления. При этом можно выделить следующие группы систем управления. Для решения простейших задач автоматизации сварочных процессов таких, как перемещение источника нагрева, подача присадочного материала при сварке плавлением, изменение силы сварочного тока при контактной сварке, применяют программное управление с разомкнутым циклом. Программирующее устройство (ПУ) изменяет управляющее воздействие Ху по закону, задающему требуемые изменения управляемой величины в сварочном процессе как объекте управления (ОУ). Для предупреждения вредного влияния на сварочный процесс отдельных ожидаемых возмущений, например, изменения напряжения сети, используют разомкнутые системы компенсации, обладающие повышенным быстродействием (рис. 1, б). При возникновении возмущения В оно преобразуется измерителем возмущений ИВ в компенсирующий сигнал, устраняющий влияние возмущения В на выходной параметр Хвых. В замкнутых системах автоматического регулирования (САР) изменение регулирующего воздействия Хр (рис. 2), определяющего изменение регулируемой величины Хвых, происходит до тех пор, пока Хвых не достигнет требуемого значения и не восстановится равновесие системы регулирования, определяемое условиями: |Хвх| = |Xо.с|;  ∆Х= |Xвх| – |Xо.с| = 0. Источником корректирующего воздействия на систему служит главная (отрицательная) обратная связь, сигнал Хо.сопределяется только отличием измеренного значения Хвых от задаваемого Хвх, и не зависит от параметров и места приложения возмущений В. Обратные связи выполняют на основе измерителей силы сварочного тока, напряжения, различных видов излучений из зоны сварки, положения границы шлак-металл при электрошлаковой сварке, перемещений электродов или заготовок при контактной сварке и других параметров сварочного процесса. Замкнутые САР применяют прежде всего для стабилизации энергетических параметров сварочных процессов. Эффективность автоматизации сварочных процессов во многом определяется точностью подготовки заготовок и их сборкой. Размеры заготовок получаются из предшествующих сварке технологических (заготовительных) операций и, следовательно, предопределяют линии стыков с их неточностями по направлению, зазору, превышению кромок и др. Поэтому автоматизация сварочных процессов целесообразна и эффективна только при наличии механизации и автоматизации заготовительных и сборочных операций. Даже при выполнении этих условий неизбежны отклонения положения и формы соединений в результате значительных температурных деформаций и перемещений свариваемых деталей вследствие неравномерности нагрева изделия при сварке. Для автоматического ведения электрода по оси стыка при дуговой сварке при нарушении прямолинейности стыка вследствие погрешностей их подготовки под сварку, тепловых деформаций, а также при сварке криволинейных швов применяют следящие системы. В таких системах закон изменения задающего воздействия y(t) – заранее неизвестная функция времени, определяемая текущими отклонениями линии сопряжения свариваемых деталей или параметров стыка (зазора, сечения разделки) от расчетных значений. В качестве средств измерения таких отклонений используют как устройство прямого копирования, так и различные электромеханические, бесконтактные (магнитные, фотоэлектрические) датчики, видеосенсорные и другие подобные устройства. В общем случае автоматизация сварочных процессов осуществляется на основе совместного использования указанных систем. Так, программное управление последовательностью операций сварочного цикла и перемещения сварочного инструмента, изменениями параметров режима, в частности при зажигании дуги, заварке кратера и т.п. обычно дополняется локальными САР (регуляторами) важнейших параметров режима сварки. По существу локальные регуляторы представляют собой малые вычислители, которые в общем случае решают уравнения типа где К0, K1, К2, К3 – коэффициенты, определяемые параметрами настройки устройств 3 и 4 регулятора (см. рис. 2). Любую задачу автоматизации сварочных процессов как частный случай общей проблемы обработки информации можно представить совокупностью отдельных операций, выполняемых в определенной последовательности. Универсальным устройством современных вычислительных систем, реализующих заданный программой процесс решения задачи, является микропроцессор. Созданные на основе микропроцессоров, дополненных памятью, внешними устройствами и средствами связи, микроЭВМ характеризуются малыми размерами, низкой стоимостью, высокой надежностью и экономически оправданы не только для группового, но и для индивидуального управления сборочно-сварочными установками и даже отдельными устройствами установки. Пример микропроцессорной системы управления дуговой сваркой приведен на рис. 3. Применение ЭВМ в системах автоматизации позволяет реализовать адаптивное управление сварочными процессами, которое предполагает самонастройку системы при изменении внешних условий и на основе информации об условиях и качестве формирования сварного соединения. Для этого в системе должно быть реализовано выполнение трех функций – идентификации (определение мгновенного состояния процесса или системы), принятия решений (программа настройки), настройки (физическая реализация принятого решения), которые позволяют гибко реагировать на появление различных возмущений. Примером может служить действующая адаптивная система управления сваркой неповоротных стыков труб малого диаметра с автоматической стабилизацией выпуклости в корне шва. Система обеспечивает оценку интегрального эффекта совместного влияния технологических возмущений, характерных для каждого стыка, по энерговложению, необходимому для достижения сквозного провара на начальном участке сварки – участке идентификации. На основании этой информации управляющая микроЭВМ вычисляет изменение параметров сварочного режима для основной части стыка и обеспечивает ввод уставок в задающие устройства регуляторов параметров сварочного режима. С точки зрения аппаратуры и систем управления электросварочное оборудование следует разделить на следующие виды: оборудование общего применения, специальные машины и установки, сборочно-сварочные линии, сварочные роботы. Существует множество типов архитектуры аппаратных средств, на основе которых можно реализовать различные варианты стратегии управления сварочными процессами и оборудованием – контроллеры автономные (оборудование общего применения – автоматы и полуавтоматы для дуговой сварки, машины контактной сварки и др.), линейные и системные (системы управления с распределенной вычислительной мощностью и распределенной конструкцией в качестве локального регулятора; системы управления установками, линиями, роботами).

Оборудование автоматической и полуавтоматической сварки

·          для перемещения – подвесные автоматы, самоходные автоматы, тележки и сварочные тракторы; ·          автоматы для подачи проволоки; ·         автоматы для поддержания дуги; контактные машины, сварочные клещи, пистолеты, скобы; установки для ЭЛС; сварочные вращатели и позиционеры; сварочные центры и роботы; полуавтоматы; плазменные сварочные аппараты; рабочие вакуумные камеры и электролитические ванны, системы автоматической стабилизации дуговой сварки, сварочные порталы. Полуавтоматы применяются при дуговой механизированной сварке. В их конструкцию, помимо других комплектующих, входят горелка, которая перемещается вручную, и автоматизированное устройство для подачи электродной проволоки. Сварочные полуавтоматы нашли широкое применение во всех сферах строительства и промышленности. Все трудные места доступны для сварки полуавтоматом. Часть полуавтоматов снабжена программным устройством в блоке управления. Единая система обозначения позволяет грамотно выбрать для каждого вида работ нужную марку сварочного аппарата. В обозначении полуавтомата сначала проставляются буквы. Первая буква обозначает изделие, например: П – полуавтомат, У – установка. Вторая буква говорит о способе сварки: Ш – шланговый, Д – для дуговой сварки. Третья буква дает информацию о способе сварки в определенной среде, например: Ф – флюсовый, ФГ – флюсо-газовый. Наличие третьей буквы вовсе необязательно, и она может вообще отсутствовать. Обычно все полуавтоматы ведут сварку в газозащитной среде, и поэтому повторять это в обозначении не имеет смысла. После буквенных индексов следуют цифры. Первая показывает значение силы тока в сотнях ампер. Вторая и третья цифры обозначают модификацию полуавтомата. После третьей цифры опять следует буква, обозначающая климатические условия, например: У – район с умеренным климатом; ХЛ – район с холодным климатом; Т – тропики. Последняя цифра указывает категорию помещения: 1 – на открытом воздухе; 2 – неотапливаемое помещение; 3 – помещение с естественной вентиляцией; 4 – помещение с принудительной вентиляцией и отоплением; 5 – помещение с повышенной влажностью. Электродная проволока в полуавтоматах подается по пустотелому шлангу (отсюда название «шланговый полуавтомат»). Все модели взаимозаменяемы и унифицированы, имеют единые разъемы и диаметры электродной проволоки; энергетические параметры у них также совпадают. Такая совместимость позволяет при необходимости использовать электродвигатели, горелки, катушки с проволокой и подающие механизмы, взятые с аппаратов разных марок. В зависимости от способов сварки сварочные автоматы могут снабжаться дополнительными устройствами. Так, при сварке под флюсом сварочные автоматы имеют специальную флюсовую аппаратуру, предназначенную для подачи флюса в зону сварки, удержания его на поверхности шва во время сварки и уборки его по окончании процесса. Такие устройства выполняются в виде съемных бункеров, в которые флюс засыпается и подается самотеком в место сварки в ходе выполнения сварного шва. Иногда применяют специальные флюсоподающие и убирающие аппараты, работающие с помощью сжатого воздуха. В автоматах для сварки в защитных газах вместо обычного токоподводящего мундштука используется специальная сварочная горелка, в которой помимо токоподвода имеются устройства для подачи защитного газа в зону сварки и принудительного охлаждения горелки от перегрева. Оборудование

slteg.blogspot.com

Комплект окнтрольно-оценочные средства по дисциплине ОП.02. Основы автоматизации производства ФГОС Сварщик

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЖЕЛЕЗНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

КОМПЛЕКТ

оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

по дисциплине ОП.02. Основы автоматизации производства

примерной региональной основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

2013 -2014

предметной (цикловой)

комиссией

Протокол № ______ от ________ 20____г.

Председатель ________

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 150415 Сварочное производство.

Заместитель директора по учебной работе

_____________ О.П.Акимкина

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

для проведения промежуточной аттестации

по дисциплине ОП.02. Основы автоматизации производства

профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Автор: Федюкина Г. А.,. преподаватель

Рецензенты: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Разработчик:

Федюкина Галина Александровна, преподаватель ОБОУ СПО ЖПК Курской области, Курчатовского района

Эксперты от работодателя:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

I. Паспорт комплекта оценочных средств

1.1. Область применения комплекта оценочных средств

Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения дисциплины ОП.02. Основы автоматизации производства

Аттестация проводится в форме дифференцированного зачета

1.2. Результаты обучения по дисциплине

1.2.1. Контроль освоения результатов обучения в процессе текущего и рубежного контроля.

Результат

оценивания

Основные показатели оценки результата

Количество проверок

Наименование

темы программы

З1

Назначение, классификацию, устройство и принцип действия средств автоматики на производстве

- Представление классификации систем автоматического управления;

- представление классификации автоматических линий;

- указание назначения и области применения автоматических линий;

- указание назначения и области применения гибких производственных систем.

3

Системы автоматического управления.

Типы автоматических линий.

Роботизация промышленных производств.

З2

Элементы организации автоматического построения производства и управления им

- Представление элементов систем автоматического управления;

- краткий обзор назначения и области применения элементов систем автоматического управления.

2

Системы автоматического управления. Элементы систем управления.

З3

Общий состав и структуру ЭВМ, технические и программные средства реализации информационных процессов, технологию автоматизирован

infourok.ru

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины. Основы автоматизации производства

Транскрипт

1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛЕНИНСК КУЗНЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР Е.И. Будасова 2014 год Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины Основы автоматизации производства Профессия Сварщик (электросварочные и газосварочные работы 1. Общие положения 2014 г. 1

2 Контрольно оценочные средства (далее КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Основы автоматизации производства КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированно зачета. КОС разработаны на основании положений: основной профессиональной образовательной программы по профессии Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) рабочей программы учебной дисциплины Основы автоматизации производства. 2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Умения: У.1. Анализировать показания контрольно измерительных приборов У.2. Делать обоснованный выбор оборудования, средств механизации и автоматизации в профессиональной деятельности Знания: З.1. Назначение, классификацию, устройство и принцип действия средств автоматики на производстве З.2. Элементы организации автоматического построения производства и управления им З.3. Общий состав и структуру ЭВМ, технические программные средства реализации информационных процессов, технологию автоматизированной обработки информации, локальные и глобальные сети Д З.4. Основные направления развития автоматизации сварочного производства 3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля Наименование элемента умений или знаний Текущий контроль Виды аттестации Промежуточная аттестация У 1.Анализировать показания контрольно измерительных приборов У 2.Делать обоснованный выбор оборудования, средств механизации и автоматизации в профессиональной Практически е занятия Устный и письменный опрос Дифференц. зачет Дифференц. зачет 2

3 деятельности З.1 Назначение, классификацию, устройство и принцип действия средств автоматики на производстве З.2 Элементы организации автоматического построения производства и управления им З.3 Общий состав и структуру ЭВМ, технические программные средства реализации информационных процессов, технологию автоматизированной обработки информации, локальные и глобальные сети ДЗ.4. Основные направления развития автоматизации сварочного производства Устный и письменный опрос, практические занятия Устный и письменный опрос, практические занятия Устный и письменный опрос, практические занятия Дифференц. зачет Дифференц. зачет Дифференц. зачет 4. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений Содержание учебного З.1 З.2 З.3 З.4 У.1 У.2 материала по программе УД Раздел 1. Автоматизация производства Тема 1.1 Общие сведения о системах автоматизации У,П, ВСР, КР У.П. ВСР. КР ПЗ ВСР Тема 1.2 Элементы систем автоматизации и устройства связи с объектом управления Раздел 2. Управление автоматизированными системами Тема 2.1 Применение ЭВТ в автоматизации производства У,П, ВСР, КР У,П, ВСР ПЗ ВСР ПЗ ВСР ПЗ ВСР 3

4 Условные обозначения Устный опрос У Письменный опрос - П Лабораторная работа - ЛР Практическое занятие - ПЗ Контрольная работа - КР Внеаудиторная самостоятельная работа - ВСР 4. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений 5. Распределение типов и количества контрольных заданий по элементам знаний и умений, контролируемых на промежуточной аттестации. Содержание учебного материала по программе УД Раздел 1. Тема 1.1 Общие сведения о системах автоматизации Раздел 1. Тема 1.2 Элементы систем автоматизации и устройства связи с объектом управления Раздел 2. Тема 2.1 Применение ЭВМ в автоматизации производства Т.4 Тип контрольного задания З.1 З..2 З.3 З.4 У.1 У.2 П.3 П.1 П.5 Т.6 П.2 П.3 П.2 П.3 Т.7 П.5 6. Структура контрольного задания 6.1. Текст задания Текст задания для контрольной работы. Контрольная работа выполняется в форме тестового задания по 2 вариантам и содержит по 12 вопросов в каждом варианте. Вариант 1. Для выполнения задания нужно переписать предложение и дополнить его до логического завершения, выбрав правильный вариант ответа. Варианты ответов размещены под текстом и помечены знаком * 4

5 1. Применение технических средств, экономических и математических методов систем управления с целью освобождения человека от непосредственного участия в процессах получения, преобразования и использования энергии, материалов, информации, называется * автоматизацией; * механизацией. 2. Четко расписанная последовательность достаточно простых действий, согласно которой автоматическое устройство выполняет операции какого либо процесса называется * инструкцией; * программой; * технологической картой. 3. Осуществление всех процессов управления машинами, механизмами без непосредственного участия человека называется * автоматическое регулирование; * автоматическое управление; * автоматический контроль. 4. Датчики называют первичными преобразователями потому, что * в них происходит преобразование одного значение измеряемой величины в другое; * в них происходит преобразование измеряемой величины в сигнал, удобный для дальнейшего использования. 5. У параметрических датчиков при изменении задающей управление величины, изменяется. * сила тока; * напряжение; * сопротивление электрической цепи. 6. Датчики, у которых угловое или линейное перемещение узлов объекта управления вызывает изменение активного сопротивления электрической цепи, называются. * контактные; * реостатные; * потенциометрические. 7. Устройства, увеличивающие значение слабого сигнала, поступающего от датчика, называются. * увеличители; * усилители; * регуляторы. 5

6 8. Переключателями в устройствах автоматического управления, выполненных на интегральных микросхемах, являются * электромагнитные реле; * электромеханические муфты; * логические элементы. 9. Функциональная схема полусумматора построена на логических элементах * и; *или; * или - не; * и - не; * исключающее или; 10. Исполнительные механизмы, предназначенные для изменения состояния рабочего органа, называются * силовые; * параметрические; * регулирующие; * преобразующие. 11. Из перечисленных устройств к силовым исполнительным механизмам относятся * электродвигатели; * гидродвигатели; * электромагнитные усилители; * шаговые двигатели; * электромагнитные реле. 12.Устройства преобразующие сигналы, информационные параметры которых, могут в определенных границах иметь любое значение - в сигналы, кодированные двоичным кодом, называются * аналого-цифровыми преобразователями 6

7 * цифро-аналоговыми преобразователями Вариант 2 Для выполнения задания нужно переписать предложение и дополнить его до логического завершения, выбрав правильный вариант ответа. Варианты ответов размещены под текстом и помечены знаком * 1. Устройство (или совокупность устройств), выполняющее по заданной программе все операции какого - либо процесса, без непосредственного участия человека, но под его контролем, называют. * механизмом; * автоматом; * полуавтоматом; * роботом. 2.. это совокупность последовательных действий для достижения планируемого результата * программа; * процесс. 3. Разновидность автоматического управления, заключающаяся в поддерживании постоянства значения или изменения по требуемому закону некоторой физической величины, называется *автоматический контроль; *автоматическая сигнализация; * автоматическое регулирование. 4. Датчиками задающих величин называются функциональные блоки, с помощью которых * осуществляется их регулирование; * осуществляется их ввод в устройство управления. 5. Емкостные и индуктивные датчики относятся к датчикам * параметрическим; * генераторным. 6. Используются как конечные выключатели. * тахометрические датчики; * контактные датчики; * потенциометрические датчики. 7. Переключающие устройства служат для * включения и выключения электрических цепей; * Включения, отключения, переключения электрических цепей; * переключения электрических цепей. 7

8 8. Переключающие устройства, выполненные на основе логических элементов относятся к.. * электромагнитным; * электромашинным; * электронным. 9. Функциональная схема мультиплексора построена на логических элементах * и; * или; * или - не; * и - не; * исключающее или. 10. Исполнительные механизмы, создающие усилие или момент, фиксирующий положение рабочего органа называются * силовые; * параметрические; * регулирующие. 11.К параметрическим исполнительным механизмам относятся. * электродвигатели; * гидродвигатели; * электромагнитные усилители; * шаговые двигатели; * электромагнитные реле. 12.Устройства, преобразующие сигналы, закодированные двоичным кодом в сигналы, информационные параметры которых могут в определенных границах иметь любое значение, называются; * аналого-цифровыми преобразователями; * цифро-аналоговыми преобразователями. 8

За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется положительная оценка 1 балл.

9 За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется положительная оценка 1 балл. За не правильный ответ на вопросы или неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка 0 баллов За неполный ответ на вопрос оценка снижается на 0,2 балла Шкала оценки образовательных достижений Процент результативности (правильных ответов) Оценка уровня подготовки Балл Отметка Вербальный аналог отлично ,6 10,8 4 хорошо ,5 3 удовлетворительно менее неудовлетворительно Задания для дифференцированного зачета Дифференцированный зачет проводится в форме выполнения практических и тестовых заданий по 2 вариантам и содержит по 7 заданий в каждом варианте. Вариант 1 Задание 1. (3 балла) Перед началом работы стрелка манометра высокого давления находилась на отметке 15, а манометра низкого давления на отметке 1,5. В процессе работы стрелка манометра высокого давления переместилась на отметку 10, а стрелка манометра низкого давления осталась на прежней отметке. Проанализируйте показания прибора. Задание 2. (6 баллов) 9

На рисунке изображен роботизированный сварочный комплекс. Какие задачи решило предприятие установкой этого комплекса? Задание 3.

10 На рисунке изображен роботизированный сварочный комплекс. Какие задачи решило предприятие установкой этого комплекса? Задание 3. (8 баллов) На рисунке изображена обобщенная схема автоматизированного управления. Опишите роль человека в процессе автоматизированного управления, используя слова: разрабатывает, вырабатывает, анализирует, контролирует, программа, ЭВМ, датчик. Человек показания.. и.., которая задается.. В процессе управления... выходную информацию, на основании которой человек процесс управления Рис.6. Обобщенная структура автоматизированного управления для технологического уровня производства. Задание 4. (4 балла) Дополните предложения, выбрав правильный ответ 1. Функциональные блоки, с помощью которых осуществляется ввод задающих управление величин, называются 10

11 * контрольно измерительные устройства; * датчики; * контроллеры. 2. По источникам энергии исполнительные механизмы делятся на.. * силовые; *параметрические; *пневматические; *электрические; *гидравлические. 3. Принцип работы электродвигателя постоянного тока основан на.. * во взаимодействии проводника, по которому проходит ток, с внешним постоянным магнитным полем; *во взаимодействии токов, наведенных в замкнутых обмотках ротора с полем статора; Задание 5. (3 балла) Запишите предложения, заменив условные обозначения словами 1. В состав ЭВМ входят ЗУ; МП; и УВВ; 2. Обработку информации МП осуществляет под управлением программы, хранящейся в ЗУ; 3. ЗУ состоит из ПЗУ и ОЗУ. Задание 6.(3 балла) На структурной схеме изображено запоминающее устройство ЭВМ. Пользуясь схемой технологического процесса обработки информации, укажите роль МП: УВВ; ША,ШУ,ШД 11

12 Задание 7. (3балла) Дополните предложения, выбрав правильный ответ 1. Комплект программ, управляющих ресурсами системы и процессами, использующими эти ресурсы это - * операционная система; * программа оболочка; * сетевая система. 2.Специальные программы для управления работой называются * утилиты; *драйверы. конкретных ПК 3.Компьютерная сеть, используемая в масштабах одной организации или ее подразделения, называется * локальная сеть; *глобальная сеть. Вариант 2 Задание 1. (3 балла) Перед началом работы стрелка на первом циферблате расходомера находилась на отметке 24, а на втором - на отметке 200. В процессе работы на втором циферблате стрелка переместилась на отметку 100, а на первом циферблате осталась на прежней отметке. Проанализируйте показания прибора. 12

Задание 2. (6 баллов) На рисунке изображен роботизированный сварочный комплекс. (8 баллов) На рисунке изображена обобщенная схема автоматизированного управления Пользуясь схемой, опишите роль

13 Задание 2. (6 баллов) На рисунке изображен роботизированный сварочный комплекс. Какие задачи может решить предприятие, установив такой комплекс? Задание 3. (8 баллов) На рисунке изображена обобщенная схема автоматизированного управления Пользуясь схемой, опишите роль ЭВМ в управлении, дополнив предложения словами: усиливается, преобразуется, обрабатывает, вырабатывает, сравнивает, преобразователь, исполнительный орган, объект управления, датчик. 13

14 Сигналы о состоянии контролируемого параметра объекта управления поступают от. в, где они.. в сигналы, удобные для передачи. ЭВМ входную информацию,.. ее значение с заданным программой и управляющий сигнал, который через.. поступает на.. Рис.6. Обобщенная структура автоматизированного управления для технологического уровня производства. Задание 4. (4 балла) Дополните предложения, выбрав правильный ответ 1. Устройства, непосредственно передающие управляющее воздействие на объект управления называются * регуляторы; * контроллеры; * исполнительные механизмы. 2. В зависимости от производимого ими преобразования электрические датчики делятся на: * генераторные; * параметрические; * контактные; * емкостные; * индуктивные. 3. Принцип работы электронных усилителей основан * на особенностях свойств ферромагнитных материалов; * на особенностях свойств полупроводниковых материалов. Задание 5. (3 балла) Запишите предложения, заменив условные обозначения словами 1. В состав ЭВМ входят ЗУ; МП; и УВВ;. 2. МП предназначен для обработки информации и управления ЭВМ в целом; 14

15 3. МП состоит из двух частей УУ и АЛУ. Задание 6.(3 балла) На структурной схеме изображено запоминающее устройство ЭВМ. Пользуясь схемой технологического процесса обработки информации, укажите роль МП: ПЗУ; ОЗУ Задание 7. (3 балла) Дополните предложения, выбрав правильный ответ 1. Программы, обеспечивающие работу компьютерных сетей это - * операционная система; * программа оболочка; * сетевая система. 2.Вспомогательные программы, предназначенные для архивирования файлов, борьбы с вирусами и т.д. называются * утилиты; *драйверы. 3.Компьютерная сеть, размещенная на обширно территории, для которой характерно применение телефонных, телеграфных, спутниковых каналов связи называется * локальная сеть; *глобальная сеть Время на подготовку и выполнение: 15

16 подготовка 2 мин. выполнение 40 мин.; оформление и сдача 3 мин.; всего 45 мин. Наименование объектов контроля З.1 Назначение, классификацию, устройство и принцип действия средств автоматики на производстве. Основные показатели оценки результата - определяет по условному обозначению на схеме функциональные блоки, указывает их назначение называет средство автоматики, принцип его работы Оценка У.1 Анализирует показания контрольно измерительных приборов У.2 Делать обоснованный выбор оборудования, средств механизации и автоматизации в профессиональной деятельности З.2 Элементы организации автоматического построения производства и управления им З.3 Общий состав и структуру ЭВМ, технические программные средства реализации информационных процессов, технологию автоматизированной обработки информации, локальные и глобальные сети - называет назначение автоматического устройства, установленные на нем контрольно измерительные приборы и поясняет способы контроля параметров - называет основные задачи, которые можно решить внедрением роботизированного комплекса - определяет назначение, указывает виды по признакам классификации, называет принцип работы - по схеме определяет основные структурные и функциональные блоки, указывает их назначение - по определению устанавливает вид программных средств реализации информационных процессов - различает по описанию локальные и глобальные сети З Перечень объектов контроля и оценки результата За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется положительная оценка 1 балл. За не правильный ответ на вопросы или неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка 0 баллов За небрежное оформление работы оценка снижается на 0,2 0,5 баллов. Шкала оценки образовательных достижений Процент Оценка уровня подготовки результативности Балл Отметка Вербальный аналог 16

17 (правильных ответов) отлично хорошо удовлетворительно менее 70 Менее 21 2 неудовлетворительно 6.4. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации 1. Комплект заданий для проведения зачета. 2. Фотографии: аргонового редуктора; расходомера; роботизированных комплексов. 3. Структурные схемы-обобщенная структура автоматизированного управления для технологического уровня производства; запоминающего устройства ЭВМ. 4. Схема технологического процесса обработки информации. 5. Справочное пособие: Условные обозначения на структурных схемах. Основные источники: 1. Киселев, С.В. Основы сетевых технологий.[текст]: учеб. для НПО / С.В. Киселёв. М.: Академия, с. 2. Павлючков, С.А. Автоматизация производства (металлообработка): рабочая тетрадь: учеб. пособие для НПО / С.А. Павлючков. М.: Академия, с. 3. Пантелеев, В.Н., Прошин, В.М. Основы автоматизации производства. [Текст]: учеб. для НПО/ В.Н. Пантелеев., В.М. Прошин. М.: Академия, Дополнительные источники: 1. Шандров, Б.В. «Автоматизация производства» [Текст]: учеб. для НПО. / Б.В. Шандров. М.: ПрофОбрИздат, с. oversia/book/index.htm (Сайт содержит электронный учебник по курсу «Автоматизация производства»). edu.ru. 17

docplayer.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Профессионального цикла общепрофессиональной дисциплины ОП.02 Основы автоматизации производства для специальности 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ССУЗ)

«КАРТАЛИНСКИЙ МНОГООТРАСЛЕВОЙ ТЕХНИКУМ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________С.А. Ермухаметов «_____»_____________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Профессионального цикла

общепрофессиональной дисциплины

ОП.02 Основы автоматизации производства

для специальности 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Бреды 2013

Рабочая программа составлена с учётом Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности

15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

ОДОБРЕНА

на заседании методического совета,

протокол №___, от «_____»__________2014 г.

Председатель методического совета: _____________ Зам.директора по НМР Т.В. Чеботько

СОГЛАСОВАНО

Директор ООО « Перспектива» _________________________/А.В.Горбунов/

РЕЦЕНЗЕНТ

Руководитель структурного подразделения: __________________________/Н.Я. Чайкина/

Директор ООО « Перспектива» _________________________/А.В.Горбунов/

СОСТАВИТЕЛЬ

Преподаватель:_____________Ю.Р.Салмина

Рецензия

На рабочую программу ОП.02 «Основы автоматизации производства» рабочая программа составлена преподавателем Брединского филиала Карталинского многоотраслевого техникума Салминой Юлией Рамильевной.

Рабочая программа реализует основные задачи изучения междисциплинарного курса профессионального образования ОП.02 «Основы автоматизации производства».

Рабочая программа включает в себя:

  • паспорт программы ОП.02,

  • результаты освоения ОП.02,

  • структуру и содержание ОП.02,

  • темы лекций и практических занятий,

  • темы внеаудиторной работы,

  • списки основной и дополнительной литературы,

  • условия реализации программы ОП.02,

  • контроль и оценку результатов освоения ОП.02.

Рабочая программа рассчитана для обучения согласно плана учебного

процесса.

В рабочей программе выполнено требование к объему аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.

Содержание данной программы соответствует современному уровню науки техники и производства, обозначения и единицы измерения соответствуют государственным стандартам.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению программы выполнены, правильно выбраны формы, методы контроля и оценки результатов освоения ОП.02.

Рабочую программу одобряю и рекомендую к использованию в учебном процессе.

Руководитель структурного подразделения: ____________________/Н.Я. Чайкина/

Директор ООО « Перспектива» _________________________/А.В.Горбунов/

стр.

5

6

10

11

  1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Основы автоматизации производства

1.1Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее- ФГОС) профессии начального профессионального образовательного образования (далее НПО) 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • анализировать показания контрольно-измерительных приборов;

  • делать обоснованный выбор оборудования, средств механизации и автоматизации в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • назначение, классификацию, устройство и принцип действия автоматики на производстве;

  • элементы организации автоматического построения производства и управления им;

  • общий состав и структуру ЭВМ, технические и программные средства реализации информационных процессов, технологию автоматизированной обработки информации, локальные и глобальные сети.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;

самостоятельной работы обучающегося 17 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:

лабораторные занятия

6

практические занятия

6

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

в том числе:

виды самостоятельной работы: реферат, презентация, доклад, сообщение и т.п.

17

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Введение

Цель, задачи и содержание дисциплины. Исторический обзор развития автоматики. Социальный аспект автоматизации производства. Общие понятия элементов систем автоматизации для отраслей производства и их технологических процессов.

1

1

Тема 1.

Автоматизация производства и технологический процесс

Содержание учебного материала

4

1

Характеристика основных понятий: производственный процесс, технологический процесс, автоматика, автоматизация, технологические и регулируемые параметры и т.п. Назначение, классификация автоматики на производстве. Элементы организации автоматического построения производства, элементы автоматизированных систем управления технологическими процессами. Способы и принципы управления системами автоматизации. Технология автоматизированной обработки информации при ведении технологического процесса.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Автоматизация производства и технологический процесс».

Составление докладов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Значение автоматизации производства на современном этапе развития общества.

  2. Классификация и структура ТОУ по отраслям.

  3. Принципы управления системами автоматизации. Обратные связи в САУ.

  4. Основные элементы, входящие в типовую схему САУ.

  5. Виды величин и состояний, измеряемых элементами автоматики.

4

Тема 2.

Комплекс технических средств в системах автоматизации

Содержание учебного материала

6

1

Устройство и принцип действия автоматики на производстве. Задающие, измерительные, усилительные, сравнивающие и исполнительные устройства в системах автоматизации. Унифицированная блочная система регулирования (УБСР) в системах автоматики. Технические и программные средства реализации информационных процессов автоматизации производства. Общий состав и структура ЭВМ, программируемых контроллеров (ПК), числовых программных устройств (ЧПУ) в автоматизации производств.

2

Лабораторные работы

Анализ работы датчиков и показаний контрольно-измерительных приборов (КИП), применяемых в АСУ технологическими процессами.

Анализ и принцип работы П-регулятора.

6

Практические занятия

Контрольно-измерительные приборы и другие технические средства, применяемые в системах автоматизации производств.

Выбор КТС для механизации и автоматизации технологического процесса в профессиональной деятельности.

Разработка и построение структурной и функциональной схем АСУ для ТОУ с учётом специализации.

6

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Комплекс технических средств в системах автоматизации».

Составление рефератов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Числовые программные устройства в САУ.

  2. Унифицированная блочная система регулирования в системах автоматизации.

  3. Программируемые контроллеры в САУ.

  4. Первичные преобразователи в САУ.

  5. Исполнительные устройства, применяемые в САУ.

  6. Регуляторы в автоматизации производств (виды, типы, принципы работы).

6

Тема 3.

Типовые системы

автоматизации производства

Содержание учебного материала

8

1

Локальные и глобальные сети. Типовые разомкнутые и замкнутые системы автоматизации технологических процессов. Системы автоматизации с применением ЭВМ, программируемых контроллеров, числовых программных устройств для управления технологическими процессами. Система автоматической защиты (САЗ), система автоматической контроля (САК), система автоматической сигнализации (САС). Следящие системы, применяемые в автоматизации технологических процессов. Типовые схемы автоматизации сварочных работ при помощи сварочных агрегатов, машин и др.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Типовые системы автоматизации производств».

Создание презентации с помощью средств ИКТ.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Способы автоматизации сварочных работ.

  2. Машины-автоматы, автоматические линии и промышленные роботы в механизации и автоматизации сварочных производств.

  3. Комплексная механизация и автоматизация сборочно-сварочных работ.

  4. Режимы управления и контроль параметров при ведении автоматической сварки.

  5. Сварочные машины и автоматы на производстве.

5

Дифференцированный зачет

2

Всего:

34

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины имеет в наличии учебного кабинета, лаборатории «Электротехника и автоматизация производства».

Оборудование учебного кабинета:

  • места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;

Технические средства обучения:

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

  • посадочные места по количеству обучающихся для одной учебной группы;

  • лабораторные столы;

  • лабораторный стенд «Средства автоматизации и управления» САУ;

  • методическое обеспечение по дисциплине «Основы автоматизации производства»;

  • АРМ преподавателя.

Основные источники:

  1. Герасименко, А.И. Справочник электрогазосварщика / А.И. Герасименко. – Ростов на/Д: Феникс, 2009. – 412 с. – (Профессиональное мастерство).

  2. Ковалёв, Н.А. Справочник сварщика / Н.А. Ковалёв. – Ростов на/Д: Феникс, 2011. – 352 с. – (Справочники).

  3. Пантелеев, В.Н. Основы автоматизации производства: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.Н. Пантелеев, В.М. Прошин. – М.: Академия, 2008. – 192 с.

  4. Шишмарев, В.Ю. Автоматизация технологических процессов: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В.Ю. Шишмарев. – М.: Академия, 2009. – 352 с.

  5. Шишмарев, В.Ю. : учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В.Ю. Шишмарев. – М.: Академия, 2007. – 304 с.

Дополнительные источники:

  1. Герасименко, А.И. Справочник электрогазосварщика / А.И. Герасименко. – Ростов на/Д: Феникс, 2009. – 412 с. – (Профессиональное мастерство).

  2. Ковалёв, Н.А. Справочник сварщика / Н.А. Ковалёв. – Ростов на/Д: Феникс, 2011. – 352 с. – (Справочники).

  3. Пантелеев, В.Н. Основы автоматизации производства: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.Н. Пантелеев, В.М. Прошин. – М.: Академия, 2008. – 192 с.

  4. Шишмарев, В.Ю. Автоматизация технологических процессов: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В.Ю. Шишмарев. – М.: Академия, 2009. – 352 с.

  5. Шишмарев, В.Ю. : учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В.Ю. Шишмарев. – М.: Академия, 2007. – 304 с.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

Умения:

  • анализировать показания контрольно-измерительных приборов;

  • делать обоснованный выбор оборудования, средств механизации и автоматизации в профессиональной деятельности.

Знания:

  • назначения, классификации, устройства и принципа действия автоматики на производстве;

  • элементов организации автоматического построения производства и управления им;

  • общего состава и структуры ЭВМ, технических и программных средств реализации информационных процессов, технологии автоматизированной обработки информации, локальных и глобальных сетей.

Текущий контроль: практические занятия, лабораторные работы, самостоятельные (внеаудиторные работы).

Промежуточный контроль: практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы.

Итоговый контроль: контрольная работа.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения учебной дисциплины должны позволять, проверять у обучающихся не только сформированность усвоенных знаний, освоенных умений, но и развитие общих компетенций.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Демонстрация интереса к будущей профессии в процессе освоения образовательной программы, участие в НОУ, олимпиадах профессионального мастерства, фестивалях, конференциях.

Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.

Организовывать собственную деятельность исходя из целей и способов ее достижения.

Выбор и применение методов и способов решения поставленных задач.

Оценка эффективности и качества выполнения.

Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы.

Организация самостоятельных занятий пи изучении данной дисциплины.

Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Эффективный поиск необходимой информации по данной дисциплине.

Использование различных источников, включая электронные.

Наблюдение и оценка достижений обучающихся на внеаудиторной самостоятельной работе.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Применение информационно-коммуникационных технологий при организации самостоятельной работы по данной дисциплине.

Наблюдение и оценка достижений обучающихся на внеаудиторной самостоятельной работе.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Взаимодействие обучающихся с мастерами, преподавателями в ходе обучения.

Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.

Исполнять воинскую обязанность, в т.ч. с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Демонстрация профессиональных знаний и умений необходимых для исполнения воинской обязанности.

Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.

№ п./п

Темы занятия

Час

Междисципли-нарные связи

Формы работы,

приемы и

методы

Дидактическое

обеспечение и

ТСО

Домашнее

задание

Самостоятельная

работа

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Введение

1

Цель, задачи и содержание дисциплины. Исторический обзор развития автоматики. Социальный аспект автоматизации производства. Общие понятия элементов систем автоматизации для отраслей производства и их технологических процессов.

1

Материаловедение

Электротехника

Лекция с элементами беседы

Видеоматериал

конспект

2

Тема 1.

Автоматизация производства и технологический процесс

3

Характеристика основных понятий: производственный процесс, технологический процесс, автоматика, автоматизация, технологические и регулируемые параметры и т.п.

3

Материаловедение

Электротехника

Комбинированный урок

Таблица иллюстрации

Интернет-ресурс

Значение автоматизации производства на современном этапе развития общества.

Классификация и структура ТОУ по отраслям.

Принципы управления системами автоматизации. Обратные связи в САУ.

4

Назначение, классификация автоматики на производстве. Элементы организации автоматического построения производства, элементы автоматизированных систем управления технологическими процессами. Способы и принципы управления системами автоматизации. Технология автоматизированной обработки информации при ведении технологического процесса.

2

Материаловедение

Электротехника

информатика

Лекция

Таблица

конспект

Основные элементы, входящие в типовую схему САУ.

Виды величин и состояний, измеряемых элементами автоматики.

Раздел.2

Комплекс технических средств в системах автоматизации

5

Устройство и принцип действия автоматики на производстве. Задающие, измерительные, усилительные, сравнивающие и исполнительные устройства в системах автоматизации.

2

Материаловедение

Электротехника

комбинированный урок

Плакат

Интернет ресурс

Числовые программные устройства в САУ.

Унифицированная блочная система регулирования в системах автоматизации.

Практическая работа №1

Контрольно-измерительные приборы и другие технические средства, применяемые в системах автоматизации производств.

2

Математика

Электротехника

Урок практикум

Карточки задания

6

Лабораторные работа №1

Анализ работы датчиков и показаний контрольно-измерительных приборов (КИП), применяемых в АСУ технологическими процессами.

4

Математика

Электротехника

Урок практикум

Карточки задания

7

Унифицированная блочная система регулирования (УБСР) в системах автоматики. Технические и программные средства реализации информационных процессов автоматизации производства.

2

Материаловедение

Электротехника

комбинированный урок

Видеоматериал

Интернет ресурс.

конспект

Программируемые контроллеры в САУ.

Первичные преобразователи в САУ.

8

Практическая работа №2

Выбор КТС для механизации и автоматизации технологического процесса в профессиональной деятельности

2

Математика

Электротехника

Урок практикум

Карточки задания

Лабораторные работа№2

Анализ и принцип работы П-регулятора

2

Математика

Электротехника

Урок практикум

Карточки задания

9

Общий состав и структура ЭВМ, программируемых контроллеров (ПК), числовых программных устройств (ЧПУ) в автоматизации производств.

2

Материаловедение

Электротехника

комбинированный урок

Видеоматериал

Интернет ресурс.

конспект

Исполнительные устройства, применяемые в САУ.

Регуляторы в автоматизации производств (виды, типы, принципы работы).

Практическая работа №3

Разработка и построение структурной и функциональной схем АСУ для ТОУ с учётом специализации.

2

Математика

Электротехника

Урок практикум

Карточки задания

Тема 3.

Типовые системы

автоматизации производства

Локальные и глобальные сети. Типовые разомкнутые и замкнутые системы автоматизации технологических процессов. Системы автоматизации с применением ЭВМ, программируемых контроллеров, числовых программных устройств для управления технологическими процессами.

4

Материаловедение

Электротехника

комбинированный урок

Плакат

Интернет ресурс

«Типовые системы автоматизации производств».

Система автоматической защиты (САЗ), система автоматической контроля (САК), система автоматической сигнализации (САС). Следящие системы, применяемые в автоматизации технологических процессов.

4

Материаловедение

Электротехника

комбинированный урок

Плакат

Интернет ресурс

Способы автоматизации сварочных работ.

Типовые схемы автоматизации сварочных работ при помощи сварочных агрегатов, машин и др.

4

Материаловедение

Электротехника

Лекция

Таблица

Интернет ресурс

Интернет ресурс

Машины-автоматы, автоматические линии и промышленные роботы в механизации и автоматизации сварочных производств.

Дифференцированный зачет

2

Всего

34

infourok.ru

Программа дисциплины Основы автоматизации производства для профессии Сварщик

Программа учебной дисциплины

Основы автоматизации производства

Подготовила:

Дектярева Виктория Леонидовна

Должность:

преподаватель профессионального цикла

Место работы:

Петровск-Забайкальский филиал ГПОУ

«Читинский политехнический колледж»

г. Петровск-Забайкальский, 2017

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для профессии: 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).

Разработчик: Дектярева Виктория Леонидовна, преподаватель профессионального цикла

Стр.

  1. Паспорт программы учебной дисциплины 4

  2. Структура и содержание учебной дисциплины 5

  3. Условия реализации программы учебной дисциплины 7

  4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 8

  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общетехнический цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

У.1 анализировать показания контрольно- измерительных приборов;

У.2. делать обоснованный выбор оборудования, средств механизации и автоматизации в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

З.1 назначение, классификацию, устройство и принцип действия средств автоматики на производстве;

З.2 элементы организации автоматического построения производства и управления им;

З.3 общий состав и структуру ЭВМ, технические и программные средства реализации информационных процессов, технологию автоматизированной обработки информации, локальные и глобальные сети.

Освоение дисциплины способствует формированию общих и профессиональных компетенций

ОК.1 - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК. 4, - осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК. 6 – работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ОК.7 – исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением профессиональных знаний

П.К.2.3 – выполнять автоматическую и механизированную сварку с использованием плазмотрона средней сложности и сложных аппаратов, узлов, деталей, конструкций и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 30 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 20 часа;

самостоятельной работы обучающегося 10 часов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

infourok.ru

робототехника, сварочные прессы, контроль устройства

Без сварки металлов не обходится ни один производственный процесс. Добиться отличного качества соединения деталей можно путем совершенствования автоматизации сварки. Необходимые свойства шва выполняются за счет множества программ, а отсутствие видимых дефектов образуется благодаря полной механизации сварки. Она зависит от тщательной подготовки изделий для работы, исправности всего оборудования, опыта работы сварщика. Автоматизация сварки основана на полном переходе всего управления к машинам, а сварщик лишь осуществляет контроль над функционированием всего оборудования.

Процесс сварки

Процесс сварки происходит путем нагрева металла при помощи тока.

Преимущества усовершенствования процесса сварочных работ

Использование машин позволяет осуществить механизацию сварки, а рабочий берет на себя управление производством. Процесс выполнения работы подразделяется на частичное и комплексное исполнение. Автоматизация состоит из отдельных операций или охватывает весь рабочий процесс. Основными составляющими процесса механизации являются:

Классификация контактной сварки

Таблица классификаций контактной сварки.

  • приспособления для работы;
  • сварочные инструменты;
  • элементы робототехники;
  • линии автоматизации.

Применяя автоматизацию сварки, можно добиться осуществления таких задач, как:

  • создание базы материалов для работы;
  • установление режимов соединения материалов;
  • приобретение необходимого количества деталей для сварки;
  • установка технологических заданий для каждого этапа работы.

Многие предприятия оснащены сварочными системами в виде робота. Его приобретение и установка экономически выгодны, т. к. в ходе работы пользователь получает:

  • систему, осуществляющую механизацию сварки;
  • экономию денег на повышении квалификации рабочих.

Сварщик выполняет свою работу, используя дополнительные перерывы, а робот трудится беспрерывно, а коэффициент его деятельности составляет 70-75%. Сварка путем механизации производства выполняется гораздо быстрее, чем вручную. Механизация сварки обеспечивается таким достижением прогресса, как робототехника:

Схема дуговой сварки

Схема дуговой сварки.

  • портальным сварочным оборудованием;
  • оптоволоконной лазерной установкой;
  • камерой для соединения элементов самолетов.

Для автоматизации всего процесса используют стальные сварные колонны: ступенчатые, раздельные, с постоянным сечением. Они осуществляют контроль над сварочной горелкой и перемещают ее с точно установленной скоростью. Используют колонны при аргонодуговой, плазменной сварке. Они пригодны для перемещения аппаратов для сварки с последующей их установкой. Колонна снабжается выдвижной или неподвижной консолью. Сварочные автоматы оснащаются колоннами, имеющими основные параметры. Наибольшая высота колонны — от 1600 до 6300 мм, вылет консоли составляет от 1120 до 4500 мм. Скорость перемещения штанги составляет 2,0 м/мин.

Осуществление механизации сварки контактным способом

Способы контактной сварки

Способы контактной сварки.

Машины, выполняющие объем работы, подразделяют на специальные и универсальные. Они бывают автоматические и полуавтоматические, используемые при большой мощности и в поточных линиях. Машины-автоматы оснащены большим количеством программ, имеют в своем составе несколько основных узлов:

  • сварочный трансформатор;
  • регуляторы мощности;
  • механизм охлаждения;
  • приводы гидравлические.

В автомобилестроении для установления автоматизации сварки есть несколько причин:

  • использование листового металла;
  • налаживание контроля над очисткой электродов;
  • замена ручного неквалифицированного труда.

Используются для сварки робототехнические линии, обеспечивающие сборку, транспортировку, автоматизацию процесса. Робот для контактной сварки состоит из трех узлов:

Робот для сварки

Робот для сварки с насадками для разных видов сварки.

  1. Рабочего.
  2. Электронно-вычислительного органа.
  3. Запоминающего устройства.

Он работает, используя большое количество программ, в зависимости от наличия узлов, подлежащих свариванию. Робот имеет 6 степеней свободы. Рабочая часть весит от 100 кг, угол поворота составляет 200°. Современные роботизированные комплексы созданы на основе модулей. Манипулятор образует рабочую зону, а конструкция монтируется на жесткую подставку, обеспечивающую удобное перемещение всего комплекса. Сварочная установка состоит из основных механизмов:

  • манипулятора;
  • блока ГПУ;
  • поворотного стола;
  • источника тока.

Сварка с применением механизмов, осуществляющих точечное и рельефное соединение

Точечное соединение сварки

Точечное соединение сварки.

Весь процесс сварки осуществляется с применением машин-автоматов, роботов, промышленных линий. Они различаются между собой по многим параметрам: конструкции механизмов, способам преобразования энергии. Сварочные прессы обладают мощностью 150-660 кВА. Механизмы для автоматизации сварки оснащены станиной, трансформатором, токоподводящим устройством. Управление осуществляется за счет электрической и гидравлической аппаратуры. Контактор устанавливают в механизмах большой мощности. Игнитронный контактор работает от номинального тока в 500 А, 1000 А, 2000 А. Тиристорные контакторы функционируют от тока 230-1600 А (величина зависит от продолжительности импульса тока). Автоматические механизмы для точечной сварки подразделяют по количеству свариваемых элементов (точек) на устройства:

  • одноточечные;
  • многоточечные.

Они подразделяются на следующие виды, в зависимости от конструкции привода для электродов:

  • электромеханические;
  • педальные;
  • гидравлические;
  • пневматические.

Подвесные механизмы для сварки работают от номинального тока 6,3-8 кА. Мощность составляет 75,156,170, 80,25 кВ.А. Они сваривают детали из низкоуглеродистой стали толщиной листа 1,2-1,2 мм; 0,5+0,5+4,4 мм. Максимальная производительность составляет: для подвесных трансформаторов — 80-120 см/мин, а для встроенных механизмов — от 40 до 120 см/мин. Используют конденсаторные и специальные устройства для точечной сварки.

Автоматизация шовной сварки

Широко применяются для работы специальные и наиболее эффективные универсальные механизмы. Они сваривают металлы идентичных марок или однотипные детали.

Машины различаются между собой по таким параметрам, как конструктивные признаки, характер вращения роликов, питание от электротока.

Для сварки они имеют разную массу и достаточно мощный трансформатор. Потребляемая мощность от 30 кВ•А до 100 кВА. Сила тока в пределах от 16 кА до 308 кА. Машины для сварочных работ выпрямляют ток вторичного контура. Они соединяют мембранные и сильфонные узлы, низкоуглеродистые стали и титановые сплавы. Сварочный ток используют от 12 до 80 кА. Скорость сварки колеблется от 0,1-1,5 до 0,2-8 м/мин.

Контур машины подключен к выпрямленному току, который проходит импульсами или течет непрерывно. Универсальные механизмы для шовной сварки работают от тока 10-32 кА. Свариваемые детали имеют толщину 1,2-1,2 мм до 3+3 мм. Скорость сварки составляет 0,5-4,5 до 1-5 м/мин. Мощность используемого электродвигателя с приводом — 0,27-1,1 кВт. Вес механизмов колеблется от 500 до 1550 кг.

Привод вращения состоит из муфты, снабженной электромагнитом. Постоянно используется режим работы, позволяющий наладить прерывистое вращение роликов. Машина снабжена пневматическим и электрическим приводом для сжатия устройства для электродов.

Автоматизация и механизация сварочных работ в современной промышленности позволяют снизить трудоемкость процесса, повысить культуру труда, достичь больших технических и экономических эффектов.

moyasvarka.ru

КИМ "Автоматизация производства" "Сварщик"

  • Комплект контрольно-измерительных материалов по дисциплине Основы автоматизации производства разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 210401.2 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, утвержденный приказом Минобрнауки России от 2 августа2013 г. № 882, зарегистрировано в Минюсте России 20.08. 2013 № 29596

Методист Заместитель директора

по учебной работе

___________ ФИО ___________С.С. Прохорова

Рассмотрен цикловой комиссией производственной сферы

Протокол от «29» марта 2016 г. № 8

Председатель ц/к Завидовская Н.И.

Разработчики:

Дзюрман Марина Сергеевна, преподаватель ГБПОУ ВО «БТПИТ»

Общие положения

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины Основы автоматизации производства

КИМ включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме диффренцированного зачета.

  1. Результаты освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины Основы автоматизации производства у обучающихся должны быть сформированы знания, умения, общие и профессиональные компетенции.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • производить настройку и сборку простейших систем автоматизации;

  • использовать в трудовой деятельности средства механизации и автоматизации производственного процесса;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основы техники измерений;

  • классификацию средств измерений;

  • контрольно-измерительные приборы;

  • основные сведения об автоматических системах регулирования; общие сведения об автоматических системах управления

1.4. Формируемые компетенции:

ПК 3.1. Проводить диагностику и мониторинг правильности электрических соединений по принципиальным схемам с помощью измерительных приборов, параметров электрических и радиотехнических цепей, характеристик и настроек электроизмерительных приборов и устройств.

ПК 3.2. Проводить проверку работоспособности резисторов, конденсаторов, полупроводниковых деталей с применением простых электроизмерительных приборов, качества паек, установки навесных элементов, раскладки и вязки жгутов, монтажа печатных плат.

ПК 3.3. Выполнять промежуточный контроль качества электромонтажа и механического монтажа по технологическим картам контроля, устранять неисправности со сменой отдельных элементов и узлов.

ПК 3.4. Проводить настройку блоков радиоэлектронной аппаратуры согласно техническим условиям.

ПК 3.5. Проводить испытания, тренировку радиоэлектронной аппаратуры, приборов, устройств и блоков с применением соответствующего оборудования.

infourok.ru