Типы швов и способы их изготовления. Тип шва


Виды швов

Существуют ручные и машинные виды швов в шитье. Первые чаще всего используют для сметывания деталей кроя и для окончательной отделки необработанных краев ткани. Для этого два отрезка ткани складывают и шьют слева направо через край. Стежки при этом делаются мелкие, а материал захватывается иглой почти у края. При этом шов не должен стягивать ткань, иначе при глажке может образоваться рубец.

Виды ручных швов:

  • Шов вперед иголку. Это самый простой вид. Игла ведется вперед и через равные промежутки в 2-3 мм прокалывает ткань. Стежки при сметывании деталей делаются длиной от 7 до 10мм. Чаще всего такие швы используют для приметывания отделок, собирания ткани в сборку, временного соединения деталей и обозначения середины.
  • Шов за иголку. Иглу выводят на лицевую сторону с изнаночной, а затем, отступив назад 2-3 мм, прокалывают ткань. С изнаночной стороны делают стежок, который в 2 раза длиннее верхнего, то есть от 4 до 6 мм и выводят иглу снова на лицевую сторону. Такой шов применяют, чтобы временно плотно соединить детали кроя.
  • Кромочный шов. Совмещают срезы деталей, а затем через край, шелковой тонкой нитью, делают мелкие стежки, захватывая две-три нити кромки. Раскладывают соединенные детали на обе стороны, после чего проутюживают. Обычно применяется, когда на выкроенной детали со стороны кромки не хватает маленького кусочка.
  • Копировальные стежки. Не затягивая нить, сметочные стежки длиной от 7 до 10мм, прокладывают по контурам деталей. Затем их разъединяют и разрезают нити шва ножницами.
  • Потайные стежки. Перегибают срез припуска для подшивки, а затем приметывают на расстоянии от края 1-2 мм. Прокладывая шов, необходимо проводить иглу и нить внутри подгибки - должен получиться стежок длиной от 3 до 5 мм. Выведя иглу наружу, нужно захватить 1 или 2 нити ткани, а затем снова провести иглу внутрь сгиба. Сметочная нить после завершения не должна быть видна ни с изнаночной, ни с лицевой стороны.
  • Выворотный шов. Сшивают материал швом за иголку на расстоянии 2мм от края. После выворачивают наизнанку, край подравнивают, и, складывая шов гармошкой, аккуратно его заправляют и повторно прострачивают. Перед тем как строчить, нужно проложить наметку на расстоянии 3 мм при первом шве и 5 мм при втором. Такой шов применяется при пошиве из ситца, батиста, сатина и других подобных тканей.
  • Запошивочный шов. Отрезки ткани лицевой стороной складывают вовнутрь так, чтобы один из них выступал на 5 мм, сшивают, выравнивают шов и выступающий край подворачивают на 3 мм, прометывают, затем приметывают и прострачивают.

Машинные виды швов:

  • Рельефные швы. Подразделяются на выстрочные со шнуром и без шнура, застрочные, вытачные и настрочные.

Выстрочные виды швов делают на 2-х и 4-х игольчатых машинах, под низ подкладывая для выпуклости полоску мягкого драпа или ватина. Предварительно намечают положение первой строчки. Чтобы шов получился более рельефным, вниз помещают тонкую подкладочную ткань, а затем между слоем ткани и строчками протягивают шнур. Чтобы получить шов без шнура, делают выступ на игольной пластине и для выгибания материала - паз в подошве лапки.

Застрочные выполняются застрачиванием по лицевой (можно по изнаночной) стороне детали, перегнутой по надсечкам. От строчки до перегиба расстояние составляет от полутора до двух миллиметров.

Вытачные размечают одной линией на изнаночной стороне. Затем деталь перегибают по намеченной линии лицевой стороной внутрь, подкладывая полоску ткани, застрачивают в полутора-двух миллиметрах от линии перегиба. После шов или разутюживают или заутюживают.

Настрочные виды швов выполняют с полоской ткани и без. Линия шва намечается с лицевой стороны. Затем  подкладывают с изнанки полоску ткани и по ней выполняется соединительная строчка. Деталь лицевой стороной перегибается внутрь и застрачивается на расстоянии полутора-двух сантиметров от строчки. Перегибают полоску ткани и кладут ее с другой стороны строчки. Отгибают деталь на полоску и застрачивают;

  • швы с кантом. Эти виды швов подразделяются на соединительные и краевые;
  • складки. Подразделяются на соединительные, отделочные, двусторонние, односторонние, стачные, мягкие, застрочные и настрочные.

 

fb.ru

типы и устройство :: SYL.ru

Любые конструкции и строения подвергаются деформации по разным причинам: оседание здания после строительства в процессе эксплуатации, температурные и сейсмические воздействия, неоднородность грунтов в основании конструкций. Несомненно, при проектировании и строительстве необходимо учитывать все эти факторы и сделать объект максимально безопасным для людей, а также минимизировать возможность повреждений и риск частого ремонта. Поскольку в современном мире все чаще строят большие и массивные сооружения как жилые, так и торговые, промышленные, невозможно обойтись без применения деформационных швов во всех конструктивных элементах строений.

Определение, назначение деформационных швов

С целью уменьшения напряжения в конструкциях из-за деформации и усадки элементов зданий, мостов, дорог и других сооружений в них устраивают деформационные швы. Это элементы, разделяющие все строение на отдельные блоки, что позволяет им свободно двигаться в определенных направлениях. Данное явление значительно снижает риск разрушения конструкций в местах возможной деформации. Участки, разделенные подобными швами, оседают равномерно внутри своего объема, не мешая целостности соседних блоков.

Виды деформационных швов

Существует множество классификаций деформационных швов.

Типы деформационных швов по характеру нагрузки, из-за которой возникает деформация:

  1. Осадочные. Данные деформации возникают из-за неравномерного уплотнения грунтов под разными частями здания. Это может происходить по нескольким причинам. Во-первых, на изменения влияет неравномерное распределение веса. В современной архитектуре часто строят дома с разной этажностью, с многими конструктивными особенностями в частях здания. Во-вторых, причиной может служить разнородность грунтов под отдельными частями сооружения или дома. Однородный грунт под всем основанием считается идеальным случаем, который встречается крайне редко. При значительной разнице величин осадки отдельных элементов могут возникать вертикальные деформации в виде изломов, сдвигов, трещин, смещений. Деформационные швы осадочного типа рассчитывают для каждого случая отдельно и устраивают вертикально по всей высоте здания от фундамента. Они призваны компенсировать разницу между осадкой отдельных конструктивных блоков.
  2. Усадочные. Такие деформации вызваны уменьшением объема конструкций и элементов. Этому явлению подвержены все бетонные монолитные части и каменная кладка: при застывании и твердении смесь теряет влагу. Данный аспект также рассчитывается, и конструкцию делят на определенные части для избегания трещин, надломов и пр.
  3. Температурные. Особенно важно учитывать данный тип деформации в местности со сменой климата: лето-зима. В разное время года конструкции наружных частей подвергаются воздействиям температур, что сказывается на их объеме. Особенно в зимний период, когда стена с внутренней стороны помещения и с улицы имеет существенную разницу температур. При том, что внутренняя часть ее имеет постоянную температуру, а наружная подвергается большим изменениям, внутри конструкции может возникать внутреннее напряжение, способное достичь предела и привести к необратимым последствиям. Для решения данной проблемы устраивают температурные швы. Часто они совпадают с усадочными. В отличии от осадочных, температурные швы необходимы только в наземной части зданий, поскольку фундамент не испытывает больших колебаний температур, если рассчитан и устроен верно.
  4. Сейсмические нагрузки возникают в районах с частыми землетрясениями и колебаниями почвы. В этих случаях здания особым образом делят на отдельные самостоятельные блоки, разделяемые специальными сейсмическими деформационными швами, имеющими особое строение, что позволяет сохранить целостность конструкций при сейсмической активности.

Помимо этого, деформационные швы в зданиях классифицируют по типу конструкции, в которой они устроены. Выделяют швы, находящиеся:

  • в стенах;
  • в фундаментах;
  • в бетонных полах;
  • в монолитных плитах.

Деформационный шов в каждом элементе имеет отдельное строение. Таким образом учитываются особенности изменений форм и нагрузок для каждого участка и направления. К этой классификации дополнительно можно отнести деформационный шов между зданиями. Например, в городском пространстве часто можно встретить сопряженные между собой жилые дома и магазины. Они, как правило, имеют разные архитектурные особенности, объемы и размеры, материалы строительства, но их объединяет одна общая стена. Чтобы эти объекты не влияли на изменения друг друга, между ними также устраивают компенсирующие швы.

Проектирование: основные нюансы

При проектировании строений учитывают все возможные нагрузки, которые будут воздействовать на конструктивные элементы, и в зависимости от этого распределяют деформационные швы таким образом, чтобы они компенсировали все разрушающие эффекты, направленные на каждый элемент.

Устройство деформационных швов разнообразно. Их производят на строительной площадке из специальных материалов или набирающих популярность готовых металлических профилей. Конструкция деформационного шва из металла включает в себя специальный прокат и (при необходимости) вставки из различных материалов, подобранных в зависимости от места применения. Для каждого элемента здания направляющие имеют различное строение и готовятся из несхожих материалов, поскольку выполняют они разные функции.

На стадии проектирования рассчитывают не только места расположения компенсирующих разрезов, их частоту, размер и состав. Часто для отдельных мест определяют отличный от других деформационный шов. Узел, отображающий принцип примыкания конструкций, должен быть прорисован и расписан подробно, чтобы на строительной площадке не возникло трудностей с его сборкой. В каждом случае состав и вид шва могут быть индивидуальны, поскольку разные части конструкций испытывают определенные нагрузки, не всегда одинаковые. Такие ситуации могут возникнуть в местах сопряжений блоков разной этажности, назначения, веса и т.д.

Компенсационный шов в разных элементах здания

Для всех конструкций устройство компенсирующих зазоров индивидуально, они имеют собственное техническое решение, состав, размеры и особенности. Каждому материалу и конструкции соответствует свой деформационный шов. СНиП 2.03.04-84 приводит пример расчетов для наиболее распространенных железобетонных конструкций в различных условиях, СНиП 2.01.09-91 рассказывает о расчетах в просадочных грунтах и подрабатываемых территориях.

Швы в фундаментах: назначение

Фундамент – одна из самых сложных и ответственных в возведении частей любого строения. От его целостности зависят безопасное функционирование и надежность сооружения. Поэтому в его конструкции все должно быть продумано до мелочей – от правильного конструктивного решения до верно устроенных деформационных швов. Фундамент испытывает сразу несколько видов разрушающих нагрузок: от усадки и сезонного движения грунта; неравномерного оседания разных частей здания. Наружный периметр может быть подвержен температурным перепадам (в редких случаях, чаще говорится о верхней части стены фундамента, переходящей в цоколь). Деформационный шов в фундаментах должен компенсировать все поступающие воздействия и придавать ему упругости и подвижности. Кроме того, он должен иметь качественную внешнюю гидроизоляцию, которая предотвратит проникновение влаги в тело шва для избегания разрушения самого его основания.

Особенности устройства

Деформационный шов в фундаментах устраивают по всей высоте его стены от подошвы основания. Расстояние между швами определяется расчетом и зависит от величины влияющих нагрузок, типа грунтов, материала для стен, функционального назначения помещений и т.д. Для кирпичных строений шаг составляет от 15 до 30 м, для деревянных – до 70 м. Кроме этого, на границах частей здания, имеющих разное техническое назначение, также должны присутствовать компенсирующие разрывы, поскольку там возникает наибольшее напряжение.

Деформационный шов в плите фундамента представляет собой зазор, разделяющий ее на отдельные блоки. Его заполняют паклей, пропитанной смолой.

Одной из составляющих фундамента является отмостка. Она также нуждается в компенсирующих разрывах, ведь при неровном ее оседании и движении грунтов данный элемент может попросту надломиться, что повлечет за собой намокание стен основания. Отмостка перестанет выполнять свою защитную функцию. Швы устраиваются с шагом до 2 метров, в них укладывают деревянные рейки и сверху заливают горячим битумом или другим полимером, обеспечивающим надежную гидроизоляцию.

Место стыка отмостки и фундаментной стены обязательно имеет подвижный шов. Обычно его роль играет гидроизоляционная отделка наружной стены основания.

Деформационные швы в стене

Вертикальные конструкции подвержены воздействию сразу нескольких деформационных нагрузок. На них влияют осадка в процессе эксплуатации, температурные воздействия (сезонные и с одновременным перепадом температур наружной и внутренней части в холодное время), нагрузка от верхнего покрытия, снеговые массы. Потому, рассчитывая деформационный шов в стене при проектировании, важно учесть все воздействия и устроить разделения, которые не дадут конструкции разрушиться.

В современном строительстве используют самые разнообразные материалы и методы для возведения стен, которые бывают:

  • сборными блочными и кирпичными;
  • монолитными бетонными/железобетонными;
  • сборными панельными;
  • комбинированными.

Во всех из них возникают разрушающие воздействия, причем чем прочнее и тверже материал, тем большие деформационные нагрузки возникают в конструкции. Деление стены на блоки с помощью компенсационных швов позволяет отдельным частям деформироваться в определенных интервалах без угрозы разрушения всего элемента, внутри которого не возникает опасное напряжение.

Проектирование и устройство деформационных швов в вертикальных конструкциях

Для внутренних и наружных стен шаг разрывов рассчитывается по-разному, делается это на стадии проектирования. Высоту стен разделяют на отсеки по всей высоте, устраивая между ними деформационные швы. Расстояние между ними для несущих стен после расчетов - от 20 м, для внутренних перегородок – до 30 м. Расположение деформационных швов в местах максимальных напряжений позволяет снимать эти самые напряжения. Как говорилось ранее, температурные и усадочные швы возникают в надземной части дома и в основном совпадают, располагаются в местах наибольшей концентрации перепадов температур – у углов наружных стен. Деформационные швы, компенсирующие осадочные воздействия, устраиваются по всей высоте стены до основания фундамента и равномерно распределяются по длине здания.

Важным нюансом проектирования швов в стенах является их заполнение и оформление, поскольку находятся они на видимых частях любого строения, особенно, если не подразумевается дополнительная облицовка.

Температурные деформационные швы устраивают в горизонтальной плоскости стены. В процессе возведения в кладке размещают шпунт, который обкладывают толем в 2 слоя и забивают паклей. Закрывают шов глиняным замком. Данные материалы не реагируют на перепады температур, тем самым компенсируют деформацию стены. При ручной кладке заделка получается незаметной и не требует дополнительной облицовки.

В современном строительстве все чаще применяют профили для деформационных швов. Достоинством применения их является особая конструкция, армирующая зазор в стене. Это предотвращает появление трещин в области деформационного шва в процессе воздействия разрушающих нагрузок. Кроме этого, в теле профиля имеются вставки из гидрофобных материалов, что предотвращает попадание влаги в стеновой материал и дальнейшее его разрушение. Оформление наружной части деформационного шва выполнено таким образом, что он отлично вписывается в любой фасад. Большой ассортимент предлагаемых профилей позволяет подобрать к любому зданию наиболее подходящий дизайн.

Швы в горизонтальных плитах

При устройстве монолитных плит перекрытий обязательно должны быть выполнены деформационные швы, поскольку бетон является жестким неэластичным материалом и подвержен разрушению в результате воздействия различных нагрузок и одновременного оседания всего объема здания. С помощью расчетов определяют ширину одного блока перекрытия, и по такому параметру производят заливку межэтажных элементов. Заполнение швов выполняют с использованием гидроизолирующих материалов и заделок.

Швы в бетонных полах

Полы постоянно принимают нагрузку от предметов интерьера, оборудования, а их покрытия все время подвергаются износу. В одном помещении могут быть устроены полы из разных материалов, которые в процессе эксплуатации непохоже реагируют на поступающую нагрузку, влажность и другие воздействия. Такие участки тоже нуждаются в разделении, как и монолитный бетонный пол.

По назначению деформационные швы в бетонных полах разделяют на 3 основных типа.

  1. Изоляционный шов имеет круглую или квадратную форму, отделяет пол от стен, колонн и других внутренних вертикальных конструкций, от их воздействия во избежание деформации напольного покрытия. При его устройстве весь периметр прокладывают полимерной изоляцией и внутри образовавшегося контура производят заливку бетонного пола.
  2. Усадочный шов предназначен для предотвращения растрескивания бетона во время застывания и эксплуатации. Его устраивают двумя способами: при помощи формующих швы реек, которые вставляют в материал до потери им пластичности; нарезкой и устройством после окончательной обработки поверхности.
  3. Конструкционный шов выполняют на границах смен заливки участков полов. Он имеет сложный вид соединения "шип-паз" и позволяет бетону двигаться в горизонтальной плоскости и не допускает изменения соседних участков.

Деформационные швы в полах представляют собой зазоры, разделяющие поверхность на несколько блоков или участков. В подавляющем большинстве для устройства компенсационных швов применяют различные профильные конструкции.

Основные виды профилей для устройства швов в полах выделяют следующие.

  1. Встроенные – системы из алюминия, встраиваемые в плоскость напольного покрытия. Применяются в сухих промышленных помещениях с высокой проходимостью, подвергающихся регулярным воздействиям тяжелого оборудования, машин и спецтехники. Профиль может быть усилен резиновой вставкой, может иметь декоративную накладку из нержавеющей стали.
  2. Накладные. Данные системы устанавливают на стыке разных покрытий. Они представляют собой накладку на шов. Такие профили также выдерживают интенсивные нагрузки от техники и большого количества людей. При повышенной загруженности профиль может быть усилен полимерными вставками.
  3. Водонепроницаемые системы профилей предназначены не только для компенсации деформационных нагрузок, но и для защиты напольного разреза от попадания влаги и воды в помещениях с малой гидроизоляцией или на открытых площадках, парковках, складах и т.д. Такие профили выполнены из нержавеющей стали, имеют в своей конструкции специальные прокладки из ПВХ или резины.
  4. Разделительные системы представляют собой профили из мягкого или жесткого ПВХ. Их устраивают в качестве температурных и компенсирующих швов в монолитных полах различного назначения. ПВХ-профили герметизируют и защищают напольные стыки, они стойки к воздействию температур, кислот и моющих средств, что делает их применение универсальным. Деформационные швы в бетонных полах иногда заполняют полимерными мастиками. ПВХ-системы наиболее функциональны и долговечны, поэтому следует отдать им предпочтение.

Технология устройства разделительных швов в полах

Бетонные полы заливают не за один раз всю площадь, а частями, в несколько этапов. Разделительные швы необходимо устраивать в местах стыков разных участков заливки, поскольку бетон может иметь отличающиеся свойства. Зачастую перед заливными работами периметр участка ограничивают изолирующими материалами, которые впоследствии будут служить в качестве заделки образовавшихся стыков. Если площадь заливки большая, то швы можно нарезать уже в готовых полах. Размер зазоров и расстояние между ними рассчитывают, исходя из размера коэффициента линейного расширения бетона. Средняя ширина шва 12-20 мм, расстояние между разрезами – 1,5 м. Глубина достигает 2-3 см. Разделение производят с помощью специального оборудования. Нарезанные по готовому полу швы заполняют специальными уплотнителями и герметизируют их износостойкими полимерами или встраивают в них специализированные профили.

Швы на стыках зданий

Нередко к существующим зданиям пристраивают дополнительные: в виду экономии места в пределах города или удобства пользования в частном порядке. Пристрои могут иметь различное назначение: торговые площади, офисные помещения, бани, гаражи, хозяйственные постройки. Почти всегда осадка основного и дополнительного строений происходит по-разному. Чтобы избежать связанных с этим явлением неприятностей, нужно устраивать деформационный шов между зданиями.

Зазоры между зданиями компенсируют все виды воздействий: осадочные, усадочные, температурные, сейсмические. Поскольку основное и пристраиваемое здания имеют одну общую стену, в ней организовывают компенсационный шов, объединяющий функцию защиты от всех поступающих нагрузок.

Также прокладка между стенами нужна при неоднородности материала: например, первоначальное строение каменное, а дополнительное – деревянное. В этом случае шов может быть выполнен из гидроизоляционного материала без дополнительных конструкций.

Если фундамент под пристрой не был рассчитан сразу, а возводится дополнительно, обязательно нужно отделить его от основного с помощью шва, ведь его конструкция может отличаться. В этом случае будет происходить усадка и осадка самого основания и опираемого строения.

Компенсационный шов устраивают по всей высоте примыкающего здания.

www.syl.ru

Типы швов и способы их изготовления

 

Казалось бы, что такое шов – всего лишь место скрепления двух полотен. И какая разница, каким способом шов выполнен, лишь бы он эти самые полотна удерживал. Но человечество считает по-другому и за период своей истории придумало различные виды швов, выполняющие свою основную функцию – скрепления двух полотен – с определенными особенностями. Существуют швы быстрые в исполнении, крепкие по свойствам, декоративные по назначению и так далее.

Не стало исключением и поприще полимерных пленок: на сегодняшний день известно несколько типов швов, с помощью которых можно соединить 2 куска полимерной пленки. Однако, казалось бы, столь радостная перспектива выбора шва, омрачается тесной привязанностью сварных швов к виду упаковочной пленки и способу (методу) ее сварки (пайки). К примеру, полиэтиленовую пленку проблематично, если не сказать бессмысленно, спаивать методом постоянного нагрева, в результате, приходится выбирать швы, приемлемые для импульсного нагрева. А таковых можно насчитать всего три.

Итак, способ сварки путем импульсного нагрева, или как его еще называют, термоимпульсный способ, предполагает спаивание пленки путем кратковременного нагрева сварного элемента в момент прижатия его к пленке, после чего следует остывание. Данный способ оптимален, если упаковочная пленка при нагреве изменяет свою структуру, растекаясь по сварному элементу, или приобретает излишнюю эластичность – спаять такую пленку можно только путем краткого термического воздействия. Изготовить таким способом можно, как уже говорилось, всего 3 типа шва.

"Шина"

Первый тип шва среди производителей упаковочного оборудования принято называть термином «шина». Особенностями данного шва является его ширина, которая в среднем составляет около 3 мм, хотя бывают швы уже и шире. Благодаря своей ширине, данный тип шва обладает повышенными прочностными характеристиками и способен выдерживать значительные нагрузки «на разрыв». Зачастую, рвется сама пленка, а не сваренный на ней шов.

Однако, существуют и недостатки. Учитывая, что полимерная пленка, как правило, подается из рулона и шов сваривается непосредственно на полотне, возникает проблема отделения одной упаковки от другой. Другими словами, проблема разрезания пленки. В этом случае приходиться использовать ручной труд или комплектовать упаковочное оборудование механическим ножом, разрезающим пленку после сварки шва. Еще одним недостатком является длительное время сварки шва, но это общий недостаток импульсного нагрева, который характерен для всех типов швов, изготовляемых данным способом, поэтому ставить его в вину «шине» мы не будем.

Изготовляется «шина» путем использования в качестве сварного элемента тонкой, узкой и длинной полоски нихрома – нихромовой ленты или шины, откуда, собственно, и название шва. Нихромовая лента, через изолятор, натягивается на прижимном элементе паечного узла, к ней подводится питание от блока управления, контролирующего длительность и силу импульса, после чего лента покрывается тефлоновой лакотканью. Лакоткань необходима для исключения прилипания упаковочной пленки к раскаленной шине. Место опускания прижимного элемента (станина) также содержит изолятор, выполняющий, к тому же, роль уплотнителя и амортизатора, и покрыто аналогичной лакотканью.

Если между станиной и прижимным элементом поместить куски полимерной пленки и плотно прижать прижимной элемент к станине, то в момент его прижатия блок управления подаст питание на нихромовую ленту, разогревая ее и создавая эффект вскипания пленки. Через заданный интервал времени (как правило, устанавливается оператором) блок управления отключит питание и шина начнет остывать, формируя одноименный тип шва. Если в этот момент, не дав остыть шине и пленке, разжать паечный узел, можно понаблюдать эффект «съеживания» пленки в районе шва. Особенно хорошо это видно на примере полиэтиленовой пленки.

Используется в оборудовании:

• Ручной настольный запайщик импульсного нагрева Н-400, Н-600• Напольный горизонтальный запайщик импульсного нагрева ЗГИ-500, ЗГИ-700

 

 

Именно поэтому, данный тип шва предполагает кратковременный нагрев и дальнейшее остывание пленки, и именно поэтому, данный способ сварки называют термоимпульсным. Здесь важно выждать время, в течении которого шов окончательно сформируется (для облегчения данной задачи некоторые модели оборудования комплектуются таймером или индикатором остывания), что, собственно, и является ключевым недостатком импульсного способа сварки.

"Струна"

Второй тип шва называют «струна». В отличие от первого, т.е. «шины», при изготовлении «струны» паечный узел упаковочного оборудования производит сразу 2 операции: сварку и резку пленки. Соответственно, скорость изготовления упаковок на «струне» значительно выше, чем на «шине», ведь не нужно более тратить время на резку пленки. Но, опять же, есть и обратная сторона медали – шов получается очень тонким и значительно менее крепким на разрыв, нежели «шина». В этом случае, уже  больше вероятности, что порвется шов, а не сама пленка.

Используется в оборудовании:

• Ручной настольный запайщик импульсного нагрева L-400x400• Напольный запайщик импульсного нагрева ЗПИ-500 ... ЗПИ-2500• Ручная термокамера ТН-1, ТН-2

 

 

Изготавливают «струну» таким же устройством, что и «шину», с той только разницей, что вместо нихромомой ленты используют нихромовую струну. Имея круглое сечение и значительно меньшую площадь, чем шина, струна фактически прожигает упаковочную пленку, одновременно оплавляя ее края. Получается проплавленное рассечение полотнища со слипшимися краями – шов типа «струна». Причем, что характерно, струна, рассекая пленку, оплавляет края по обе стороны рассечения, формируя, по сути два шва одновременно. Однако, как уже упоминалось, повышенная производительность в изготовлении швов приводит к жертвам в виде их крепости.

"Комби"

Третий тип шва возник из стремления совместить первые два, причем стремление было вызвано действительной потребностью. В частности, при упаковке пенопластовых или пенополистирольных плит натяжение пленки не позволяет эффективно использовать механический нож, а шов типа "струна" разрывается практически сразу после сваривания. Пришлось скомбинировать "шину" и "струну", условно назвав данный тип шва "комби".

Можно, конечно, возразить, что такой шов вовсе и не отдельный тип, а всего лишь сварка двух предыдущих типов, но как показала практика, не все так просто. Поначалу, мы тоже думали использовать струну исключительно как режущий инструмент, сваривая пленку только шиной. Однако в действительности получилось, что струна не просто режет пленку, но и продолжает сваривать ее, дополняя шину – шов получается не совсем «шинный» и имеет плавленый край. Детально рассмотрев его и не найдя описания в литературе, мы, не мудрствуя лукаво, решили для удобства использования и понимания о чем идет речь окрестить его «комби». Несогласные с таким подходом могут продолжать пользоваться терминами «шина»+«струна», «шина» и резка «струной» и прочими аналогичными. На наш взгляд, это не совсем удобно.

Используется в оборудовании:

• Упаковщик пенопластовых плит АУП-4

 

Изготавливается данный тип шва, как уже можно было догадаться, путем сочетания в паечном узле нихромой шины и нихромовой струны. В остальном, конструкция паечного узла (прижимного элемента и станины) аналогична описанной выше. Также, следует отменить, что, несмотря на, казалось бы, явные преимущества данного типа шва как перед "шиной", так и перед "струной", используется он крайне редко и, на сегодня, нам известен только один вид упаковочного оборудования применяющий его.

Собственно, на этом перечень типов швов, изготавливаемых путем импульсного нагрева, можно считать полностью исчерпанным. И если вы планируете упаковывать продукцию в полимеры, для которых применяется только импульсный нагрев (к примеру, тот же полиэтилен), выбор ваш ограничен, по сути, двумя типами швов: «шина» или «струна». Соответственно, придется чем-то пожертвовать: производительностью во благо крепости или крепостью шва во имя повышенной производительности.

Если же используемые упаковочные полимеры допускают применение не только импульсного нагрева, можно рассмотреть типы швов, изготавливаемые постоянным нагревом. Хотя их, к сожалению, тоже не очень много, а именно два.

Способ пайки пленки с помощью постоянного нагрева, как уже можно было догадаться из названия, предполагает сварку пленки с помощью сварного элемента, на котором поддерживается постоянная заданная температура. В отличие от термоимпульсного способа, при сварке постоянным нагревом не требуется остывание пленки и сварного элемента, соответственно, экономиться время, затраченное на формирования шва. В данном случае, от сварного элемента требуется лишь прижатие к упаковочной пленке на время, достаточное для сварки шва, после чего можно сразу переходить с сварке следующего шва. Изготовить таким способом можно следующие типы швов.

"Еврошов"

Данный тип шва является, пожалуй, самым прочным и эстетичным среди всех типов шва. Его ширина колеблется в пределах от 10 до 20 мм (хотя бывают и другие варианты), обеспечивая достаточно весомые показатели прочности, а использование рифленых сварных элементов делает такой тип шва привлекательным в глазах потребителя. Кроме того, учитывая способ сварки, можно утверждать, что "еврошов" является самым быстроизготавливаемым.

Однако, столь радужная ситуация омрачается невозможностью изготовить данный тип шва способом импульсного нагрева, что исключает его применение для дешевой и прочной полиэтиленововой пленки. Те же пленки, которые приемлют "постоянный нагрев", либо стоят значительно дороже полиэтилена, либо менее прочны. Таким образом, "еврошов", по большей части, выполняет функцию декоративного украшения красивой упаковки, чем функцию наиболее прочного шва.

Используется в оборудовании:

• Ручной настольный запайщик постоянного нагрева НE-300• Запайщик штуцеров "дой-пак" с накопителем ПЗШ-8• Фасовочный автомат с объемным дозатором для упаковки в стик-пакет АФ-120-Об

 

 

Изготавливается «еврошов» путем использования в качестве сварного элемента алюминиевого профиля П-образной формы. Существуют варианты использования стального профиля, но в большинстве случаев применяют все же алюминий, руководствуясь его лучшей теплопроводностью. Внутри профиля (в средине «П») размещают электрический тэн, с помощью которого нагревают профиль и поддерживают его температуру в заданных параметрах. Вершина «П» является сварной поверхностью и именно она, путем прижатия к пленке, формирует шов. В связи с тем, что упаковочные пленки, свариваемые постоянным нагревом, не имеют свойства прилипать к поверхностям, покрытие профиля лакотканью не требуется, как и не требуется покрытие ею станины паечного узла или контрприжимного элемента.

Поверхность вершины профиля, как правило, делают рифленой. Это связано не только с эстетическими предпочтениями, но и обусловлено чисто практическими соображениями: рифленая поверхность менее подвержена деформации при нагреве, имеет большую сварную площадь и позволяет плотно зажимать свариваемую пленку в паечном узле, что крайне необходимо при протяжке пленки в упаковочных автоматах.

"Термошов"

"Термошов" представляет собой тип шва, используемый исключительно для сварки термоусаживающейся полиэтиленовой пленки. Принцип его изготовления основан на градиентном оплавлении свариваемых кусков пленки. Другими словами, "термошов" представляет собой плавный переход от слегка слипшихся кусков пленки до полного спаивания в единую структуру. В итоге, шов получается достаточно крепким, но абсолютно не эстетичным, хотя для термоусаживающегося полиэтилена эстетика имеет минимальное значение.

Особенностями данного типа шва является способ его изготовления и ограниченная сфера применения. По способу изготовления, можно сказать, что мы наблюдаем исключение из общего правила. Ведь как утверждалось ранее, полиэтиленовую пленку можно спаять только методом импульсного нагрева – при постоянном она липнет к сварным элементам и «съеживается». Однако, «термошов» основан на постоянном нагреве – конструкция сварного элемента такова, что позволяет минимизировать прилипание, а «съеживание» для термоусаживающихся пленок является основным свойством. По сфере применения следует отметить, что вряд ли получится использовать сварной элемент, паяющий «термошов», для других видов пленок, а если даже и получится, то эффективность такого шва будет минимальна.

Соответственно, к преимуществам данного типа «шва» можно отнести его прочностные качества при относительно быстром способе изготовления, к недостаткам – неэстетичность и ограниченность в применении к упаковочным материалам.

Используется в оборудовании:

• Термотоннель с L-образным ручным запайщиком ТТ-15-L

 

Изготовляется «термошов» использованием сварного элемента полукруглой конфигурации. Сварной элемент состоит из полукруглого алюминиевого профиля, внутри которого расположен тэн, создающий необходимую температуру. Профиль покрыт тефлоновой лакотканью, препятствующей прилипанию пленки к раскаленному прижимному элементу. В верхней точке округлости профиля расположена стальная струна. Причем струна не имеет подачи питания на себя и нагревается исключительно за счет нагрева профиля. Станина паечного узла, аналогично «шине», содержит изолятор (он же – уплотнитель и амортизатор) и также покрыта лакотканью.

В момент прижатия сварного элемента к станине, пленка, за счет округлости профиля, прижимается с разным усилием и соответственно по разному оплавляется: струна прожигает пленку насквозь, выполняя роль рассекателя, а полукруг создает плавный переход от полностью сплавленных участков до слегка слипшихся, формируя градиентное оплавление.

На этом, собственно, и все - других типов швов, как и способов их изготовления, пока еще не придумано. Следовательно, выбирать приходится из того, что есть, и, как мы видим, выбор достаточно скромен. А если еще учесть, что каждый тип используемой упаковочной пленки, требует определенного способа сварки, то выбор становиться совсем мизерный. Но, все же, выбор есть, и только пользователь упаковочного оборудования может определиться, что ему, в конечном счете, важнее: прочность, скорость изготовления или привлекательность упаковки.

packtech.com.ua