Передвижные электростанции. Первая степень свободы. Передвижная электростанция


Газотурбинные электростанции. Мобильная газотурбинная электростанция

Для функционирования промышленных и хозяйственных объектов, находящихся на значительном удалении от централизованных линий электропередачи, применяются электрогенерирующие установки малой энергетики. Они могут функционировать на различных видах топлива. Наибольшее распространение получили газотурбинные электростанции благодаря высокому КПД, способности генерировать тепловую энергию и ряду других особенностей.

Принцип действия

Основу газотурбинной электростанции (ГТЭС) составляет газотурбинный двигатель – силовая установка, работающая на энергии сгорания газообразного топлива, механически связанная с электрогенераторами и объединенная с ними в единую систему. Газотурбинная установка является самым мощным двигателем внутреннего сгорания. Ее удельная мощность может составлять 6 кВт/кг.газотурбинные и парогазовые электростанции

В отличие от других типов силовых установок, в ГТД все процессы происходят в потоке постоянно движущегося газа. Сжатый компрессорами атмосферный воздух вместе с топливом поступает в камеру сгорания. Смесь воспламеняется с выделением большого количества продуктов сгорания под высоким давлением, которые давят на лопасти, вращают их, а вместе с ними и электрогенераторы.

Мощность газотурбинной электростанции варьируется от 20 киловатт до нескольких сотен мегаватт. В качестве топлива может использоваться любой горючий материал, который можно диспергировать (тонко измельчить) и представить в газообразном виде.

Преимущества ГТЭС

Важным преимуществом газотурбинных электростанций является возможность одновременного использования двух видов энергии – электрической и тепловой. Причем количество тепла, отдаваемое потребителю, в два-три раза больше, чем количество вырабатываемого электричества. Когенерация (процесс выработки двух типов энергии) становится возможной при установке специального котла утилизатора на выхлопе турбины.газотурбинные электростанции

Используя газотурбинные электростанции, удается создать автономные энергетические комплексы, которые способны разрешить одновременно несколько задач:

  1. Обеспечить электроэнергией частные и промышленные объекты.
  2. Утилизировать побочный газ при нефтедобыче.
  3. Обогреть технические помещения и жилые корпуса побочным теплом.

Все это позволяет в значительной мере снизить затраты на обеспечение предприятия, создать оптимальные условия для работы персонала и сконцентрировать материальные средства и капитал на расширении производства и решении других, более важных задач.

Особенности газотурбинных электростанций

Одной из главных особенностей ГТЭС является способность функционирования практически на любом виде топлива. Как уже отмечалось ранее, для работы газотурбинные электростанции могут использовать горючее, которое можно диспергировать. В качестве такого могут выступать бензин, мазут, нефть, природный газ, спирт и даже измельченный уголь.мобильная газотурбинная электростанцияВ конструкции ГТЭС практически отсутствуют движущиеся элементы. Единственная подвижная деталь, которая объединяет ротор генератора, колеса турбины и компресс, может быть подвешена при помощи газодинамического подшипника. В результате этого износ рабочих узлов будет сведен к минимуму, что существенным образом скажется на долговечности установки.

Одновременно с этим увеличивается и период межсервисного обслуживания до 60 тыс. часов беспрерывной работы или до 7 лет эксплуатации. Газотурбинные электростанции нельзя использовать в качестве резервных источников энергии, ибо в момент пуска особенно интенсивно изнашиваются детали. Количество запусков установок ограничено 300 в год.

Мобильные ГТЭС

Особое место в промышленной сфере занимают мобильные газотурбинные установки. В отличие от обычных ГТЭС они обладают меньшими габаритами и массой, оборудуются на передвижной платформе и оснащаются электронными системами управления. Как правило, такие комплексы используются для восстановления подачи электроэнергии на объект.газотурбинные установки электростанцийМобильная газотурбинная электростанция развертывается на площадках с твердым покрытием, обеспечивающих устойчивое положение. К ней подводится топливопровод, а в непосредственной близости устанавливается трансформаторная подстанция. Время развертывания зависит от типа установки, но обычно не превышает 8-12 часов.

Мощность мобильных установок варьируется от 5 до 25 МВт. При этом КПД передвижных ГТЭС начинает расти от 35%. Как и стационарные электростанции, мобильные комплексы также выделяют тепловую энергию. Но вместе с этим создают меньше расходов, связанных с эксплуатацией и пусконаладочными работами.

Парогазовые электростанции

Парогазовую установку можно назвать модификацией ГТЭС. Как и газотурбинные установки электростанций, подобные генераторы используют энергию сгорания диспергированного топлива. Но проходя через турбину, газообразные продукты отдают лишь часть своей энергии и выбрасываются в атмосферу в нагретом состоянии. Парогазовые установки используют это тепло.мощность газотурбинной электростанцииВ конструкции парогазовых электрогенераторов имеется паросиловая установка, которая располагается в торцевой части турбины. В ней находится вода, которая закипает от нагретых продуктов сгорания. Образуется огромное количество пара, которое вращает турбину и приводит дополнительный генератор в действие.

Газотурбинные и парогазовые электростанции могут применяться во всех отраслях промышленности, однако второй вид генераторов предпочтительнее, ибо их КПД составляет более 60%.

Сферы применения ГТЭС

Использование газотурбинных установок целесообразно для удаленных от централизованных линий электроснабжения потребителей, а также для сезонно функционирующих объектов. В таком случае затраты на обеспечение предприятия электричеством будут ниже, чем на подключение к ЛЭП.

Крупногабаритные ГТЭС целесообразно использовать вместо тепловых электростанций в том случае, если имеется дешевый источник топлива. Такая ситуация характерна для нефтегазоносных районов Севера. При этом удается сэкономить и на обогреве помещений.газотурбинные электростанцииВ последнее время мобильная газотурбинная электростанция стала широко применяться и в городских условиях благодаря низкому уровню производимого шума, вибрации и токсичности выхлопных газов. Ее целесообразно использовать в случаях, когда подключение к энергосети города затруднено или стоимость последней слишком высока.

fb.ru

Передвижная электростанция - это... Что такое Передвижная электростанция?

 Передвижная электростанция

        электрическая станция, обычно тепловая, агрегаты и оборудование которой размещаются на транспортных средствах. П. э. используют там, где потребление электроэнергии носит временный характер (например, в кинопередвижках, в поисковых буровых установках, на строительстве железных дорог, на лесозаготовках), а также в местах, удалённых от линий электропередачи; кроме того, они служат резервными источниками электропитания. Энергетическое оборудование П. э. обычно размещается в кузове автомобиля или гусеничного вездехода, на одном или нескольких автомобильных прицепах, на самоходных шасси и ж.-д. платформах. К П. э. относят также плавучие электростанции (типа «Северное сияние-1», СССР), предназначенные для энергоснабжения прибрежных районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, где потребность в электроэнергии непрерывно возрастает, а строительство стационарных электростанций технически сложно и требует больших материальных затрат. Помимо тепловых, существуют атомные П. э. (типа ТЭС-З и АРБУС).

         Первичными двигателями на П. э. обычно служат быстроходные дизели (см. Дизельная электростанция) и газовые турбины (см. Газотурбинная электростанция). В состав П. э., кроме первичного двигателя и электрического генератора, входят распределительное устройство, комплект кабельной сети, пульт управления, системы автоматики и сигнализации, вспомогательное оборудование и комплект запасных частей. Мощность П. э. во многом зависит от типа первичного двигателя, его мощности (на атомных электростанциях — тепловой мощности реактора), габаритов энергетической установки, грузоподъёмности транспортных средств и составляет от десятков квт до нескольких десятков Мвт. Наиболее широко распространены дизельные П. э. малой мощности (до 150 квт) и энергопоезда с дизель-электрическими агрегатами большой мощности — 5—10 Мвм.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Передвижная телевизионная станция
  • Передвижники

Смотреть что такое "Передвижная электростанция" в других словарях:

  • ПЕРЕДВИЖНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ — электростанция, преимущественно тепловая, оборудование которой размещается на судне, железнодорожной платформе, шасси автомобиля и т. п. Источником механической энергии на передвижной электростанции обычно служат дизели и газовые турбины.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • передвижная электростанция — Электростанция, конструкция которой предусматривает ее перемещение и транспортирование без нарушения готовности к работе, при этом ее оборудование может быть смонтировано на транспортном (транспортных) средстве (средствах), а конструкция… …   Справочник технического переводчика

  • передвижная электростанция — электростанция, преимущественно тепловая, оборудование которой размещается на судне, железнодорожной платформе, шасси автомобиля и т. п. Источником механической энергии на передвижной электростанции обычно служат дизели и газовые турбины.… …   Энциклопедический словарь

  • Передвижная электростанция — 11. Передвижная электростанция D. Ortsveränderliches Kraftwerk E. Mobile electric power station Электростанция, конструкция которой предусматривает ее перемещение и транспортирование без нарушения готовности к работе, при этом ее оборудование… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • передвижная электростанция — kilnojamoji elektrinė statusas T sritis Energetika apibrėžtis Elektrinė, kurią galima perkelti ar pervežti iš vienos vietos į kitą. atitikmenys: angl. mobile electric power station vok. Lichtwagen, m; mobiles Kraftwerk, n rus. передвижная… …   Aiškinamasis šiluminės ir branduolinės technikos terminų žodynas

  • ПЕРЕДВИЖНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ — электростанция, преим. тепловая, размещённая на трансп. средствах. Состоит из генератора, первичного двигателя, аппаратуры управления и контроля. Первичными (приводными) двигателями на П. э. служат двигатели внутр. сгорания, паровые и газовые… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • передвижная электростанция — энергетическая установка, предназначенная для оперативного электроснабжения объектов, временно нуждающихся в электроэнергии либо находящихся в местах, удалённых от линий электропередачи. Такими объектами могут быть буровые установки на… …   Энциклопедия техники

  • электростанция капотного исполнения — Передвижная электростанция, в состав которой входит электроагрегат капотного исполнения. [ГОСТ 20375 83] Тематики электроагрегаты генераторные Классификация >>> EN hood type electric power station DE Kraftwerk in verkleideter Ausführung …   Справочник технического переводчика

  • электростанция кузовного исполнения — Передвижная электростанция, оборудование которой смонтировано в кузове фургоне. [ГОСТ 20375 83] Тематики электроагрегаты генераторные EN van type electric power station DE Kraftwerk im Kastenaufbau …   Справочник технического переводчика

  • электростанция целевого назначения — Передвижная электростанция, предназначенная для электроснабжения специфических потребителей или обеспечения производства специальных работ. [ГОСТ 20375 83] Тематики электроагрегаты генераторные EN special purpose electric power station DE… …   Справочник технического переводчика

dic.academic.ru

передвижная электростанция - это... Что такое передвижная электростанция?

 передвижная электростанция передвижна́я электроста́нция энергетическая установка, предназначенная для оперативного электроснабжения объектов, временно нуждающихся в электроэнергии либо находящихся в местах, удалённых от линий электропередачи. Такими объектами могут быть буровые установки на разведываемых месторождениях, участки сооружения новых автомобильных и железных дорог, временные посёлки строителей и т. п. Оборудование передвижных электростанций размещается на различных транспортных средствах: автомобильных шасси, железнодорожных платформах, баржах и т. д. Различают передвижные электростанции малой (до 10 кВт), средней (10—150 кВт) и большой (св. 150 кВт) мощности. Электростанции небольшой мощности (до 1–2 кВт) могут быть и переносными. Наибольшее распространение получили передвижные дизельные электростанции, снабжённые дизель-генераторными агрегатами переменного тока.

Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн. 2006.

.

  • передающий электронно-лучевой прибор
  • переключатель электрический

Смотреть что такое "передвижная электростанция" в других словарях:

  • ПЕРЕДВИЖНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ — электростанция, преимущественно тепловая, оборудование которой размещается на судне, железнодорожной платформе, шасси автомобиля и т. п. Источником механической энергии на передвижной электростанции обычно служат дизели и газовые турбины.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • передвижная электростанция — Электростанция, конструкция которой предусматривает ее перемещение и транспортирование без нарушения готовности к работе, при этом ее оборудование может быть смонтировано на транспортном (транспортных) средстве (средствах), а конструкция… …   Справочник технического переводчика

  • передвижная электростанция — электростанция, преимущественно тепловая, оборудование которой размещается на судне, железнодорожной платформе, шасси автомобиля и т. п. Источником механической энергии на передвижной электростанции обычно служат дизели и газовые турбины.… …   Энциклопедический словарь

  • Передвижная электростанция — 11. Передвижная электростанция D. Ortsveränderliches Kraftwerk E. Mobile electric power station Электростанция, конструкция которой предусматривает ее перемещение и транспортирование без нарушения готовности к работе, при этом ее оборудование… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • передвижная электростанция — kilnojamoji elektrinė statusas T sritis Energetika apibrėžtis Elektrinė, kurią galima perkelti ar pervežti iš vienos vietos į kitą. atitikmenys: angl. mobile electric power station vok. Lichtwagen, m; mobiles Kraftwerk, n rus. передвижная… …   Aiškinamasis šiluminės ir branduolinės technikos terminų žodynas

  • ПЕРЕДВИЖНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ — электростанция, преим. тепловая, размещённая на трансп. средствах. Состоит из генератора, первичного двигателя, аппаратуры управления и контроля. Первичными (приводными) двигателями на П. э. служат двигатели внутр. сгорания, паровые и газовые… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Передвижная электростанция —         электрическая станция, обычно тепловая, агрегаты и оборудование которой размещаются на транспортных средствах. П. э. используют там, где потребление электроэнергии носит временный характер (например, в кинопередвижках, в поисковых буровых …   Большая советская энциклопедия

  • электростанция капотного исполнения — Передвижная электростанция, в состав которой входит электроагрегат капотного исполнения. [ГОСТ 20375 83] Тематики электроагрегаты генераторные Классификация >>> EN hood type electric power station DE Kraftwerk in verkleideter Ausführung …   Справочник технического переводчика

  • электростанция кузовного исполнения — Передвижная электростанция, оборудование которой смонтировано в кузове фургоне. [ГОСТ 20375 83] Тематики электроагрегаты генераторные EN van type electric power station DE Kraftwerk im Kastenaufbau …   Справочник технического переводчика

  • электростанция целевого назначения — Передвижная электростанция, предназначенная для электроснабжения специфических потребителей или обеспечения производства специальных работ. [ГОСТ 20375 83] Тематики электроагрегаты генераторные EN special purpose electric power station DE… …   Справочник технического переводчика

dic.academic.ru

Передвижная электростанция - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Передвижная электростанция

Cтраница 2

Передвижные электростанции предназначены для питания электрической энергией асинхронных электродвигателей, установленных на различных машинах и механизмах, применяемых при строительстве магистральных трубопроводов. Агрегаты передвижных электростанций состоят из первичного двигателя ( внутреннего сгорания), синхронного генератора трехфазного переменного тока и распределительного устройства. Первичный двигатель и генератор соединены фланцами или муфтами и представляют единый блок, установленный на общей раме. Распределительное устройство состоит из щита управления, блока регулятора напряжения и панели потребителей. Агрегаты отличаются между собой первичными двигателями и генераторами по мощности, способами возбуждения генераторов, приборами и аппаратами, по номинальному току.  [16]

Передвижные электростанции служат для питания электроэнергией асинхронных двигателей, установленных на различных механизмах, применяемых на трассе строительства трубопровода. Агрегаты передвижных электростанций обычно монтируют на транспортных средствах. Они могут быть установлены также на самоходных машинах для строительства трубопроводов. В последнем случае они служат для питания нагрузок только данной машины.  [17]

Передвижная электростанция состоят из: 1) первичного теплового двигателя ( обычно тракторного тина), 2) электрического генератора и 3) электрического щита управления. Все это оборудование монтируется на автоприцепе или специальной переносной раме.  [18]

Передвижные электростанции должны быть выполнены с изолированной нейтралью. При этом защитной мерой должна служить металлическая связь корпусов электросварочного и другого оборудования, питающегося от электростанции, с корпусом электростанции в сочетании с непрерывным контролем величины сопротивления изоляции относительно корпуса.  [19]

Передвижные электростанции выпускаются промышленностью в виде бен зоэлекпр И ческих и дизель-электрических агрегатов.  [20]

Передвижные электростанции 30 ква на тракторе ДТ-54 и 50 ква на тракторе ДТ-74 имеют генераторную установку, крутящий момент на которую передается с помощью клиноременных передач.  [21]

Передвижная электростанция ( при отсутствии постоянных источников электропитания) должна устанавливаться на расстоянии не менее 10 м от зданий и сооружений.  [22]

Передвижные электростанции, электросварочные агрегаты и другое электросварочное оборудование, не укомплектованные специальными отключающими устройствами, а также сварочные стеллажи и стенды должны быть надежно заземлены.  [23]

Передвижные электростанции должны быть выполнены с изолированной нейтралью. При этом защитной мерой должна служить металлическая связь корпусов электросварочного и другого оборудования в сочетании с непрерывным контролем сопротивления изоляции относительно корпуса.  [24]

Передвижная электростанция состоит из двигателя, генератора переменного тока типа МСА-73 / 4А, масло-водяного радиатора, топливного бака емкостью 185 л, смонтированных на металлическом каркасе, и электрического распределительного щита с регулятором напряжения.  [25]

Передвижные электростанции должны быть укомплектованы защитными приспособлениями, нейтрализующими веществами ( содой и борной кислотой), аптечками и противопожарным инвентарем.  [26]

Передвижные электростанции и агрегаты питания приспособлены для транспортирования на любые расстояния всеми видами транспорта с сохранением постоянной готовности к работе для питания силовой и осветительной нагрузки постоянным или переменным током.  [27]

Передвижные электростанции позволяют резервировать электропитание нескольких радиотрансляционных узлов. Однако доставить такую электростанцию за 30 - 50 км и задействовать ее можно лишь через 2 - 3 ч после вызова, тогда как стационарные авто-мат изированные станции обеспечивают электропитание через 1 - 3 мин после пропадания напряжения в местной электросети.  [28]

Передвижные электростанции предназначены для работы на открытом воздухе при температуре от - 50 до 50 С. Они должны иметь защиту от атмосферных воздействий и обеспечивать работу ДЭС в условиях вибрации и тряски.  [29]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Передвижные электростанции. Первая степень свободы – Основные средства

А. Рикошинский

Передвижные электростанции более малочисленный вид техники, чем, например, экскаваторы, но их роль в экономике достаточно заметна. Такое оборудование используют в местах, удаленных от линий электропередачи, там, где потребление электроэнергии носит временный характер (например, в поисковых буровых установках, на строитель­стве автомобильных и железных дорог, на лесозаготовках и т. д.).

Кроме того, они служат резервным источником электропитания. Энергетическое оборудование обычно размещается в кузове автомобиля или гусеничного вездехода, на одном или нескольких автомобильных прицепах, на самоходных шасси и железнодорожных платформах. Передвижная электростанция – это электроустановка, состоящая из электроагрегата (электроагрегатов) с двигателем внутреннего сгорания или из двигателя-генератора (двигателей-генераторов), устройств управления и распределения электрической энергии и оборудования, необходимого для обеспечения автономной работы и электроснабжения потребителей в зависимости от назначения электростанции.

На российском рынке представлена широкая номенклатура передвижных электростанций и зарубежного, и отечественного производства. Электростанции зарубежного производства по большей части поставляют в комплекте с устройством управления и распределения электроэнергии. Отметим несколько иностранных производителей, занявших свое место на российском рынке. Французская фирма SDMO присутствует на нем более 10 лет. Для комплектации электростанций она использует двигатели Mitsubishi, John Deere, Volvo Penta, MTU. Итало-германский концерн Pramac Group (торговая марка Pramac) использует двигатели Honda, Yanmar, Ruggerini, Hatz.

Японская Yama­ha предлагает электростанции c бензиновыми двигателями мощно­стью от 550 до 10000 В·А и дизельные, с воздушным и водяным охлаждением, мощностью от 3700 до 23000 В·А. Немецкая компания VMtec специализируется на бензиновых и дизельных генераторных установках, а также водяных насосах с бензиновыми двигателями. Диапазон продукции – от портативных малогабаритных установок до стационарных генераторов повышенной мощности. Эта компания начала продвигать свою продукцию на российский рынок с 2004 года. В установках используются двигатели Honda, John Deer, Deutz, Yanmar.

Бензиновые и дизельные электростанции марок Geko и Eisemann производит концерн Metall­waren­fabrik Gemmingen GmbH & Co. (Германия). Серийные электрогенераторные установки охватывают ряд мощности от 0,7 до 360 кВт. Более мощные, до 1600 кВт, выпускают по отдельным заказам. Geko присутствует на российском рынке более пяти лет. Компания использует автоматику собственного производства и двигатели известных фирм, таких как Volvo, Skania, Deutz.

Известный производитель бензиновых и дизельных независимых источников тока компания Europower предлагает модельный ряд установок мощностью от 1 до 24 кВ·А в качестве резервного или основного источника электропитания. В этом оборудовании используются двигатели Honda, Yanmar, Kubota. У фирмы Elemax на нашем рынке наиболее распространенными являются модели мощностью от 0,9 до 11,5 кВ·А с двигателями Honda, Mitsubishi, BS Vanguard. Компания Caterpillar представлена марками CAT и FG Wilson (100 % акций английского завода FG Wilson теперь принадлежит Caterpillar), она предлагает дизельные и газовые электростанции мощностью от 12,5 до 6500 кВ·А.

Последние три года среднегодовой объем отечественного производства передвижных электростанций находится на уровне 150 тыс. кВт. По информации Росстата РФ, производством такого оборудования в 2004–2005 годах занималось семь предприятий. В 2005 году объем их производства вырос на 2,1 %, что ниже среднегодового роста промышленного производ­ства (4 %).

Свободинский электромеханический завод (Курская обл.) производит и продает одно- и трехфазные передвижные дизельные и бензиновые электростанции: АД4, АБ1, АБ-П / 28,5, АБ4 / 230, АБ0,5 / 230, АД4 / 230ВМ1, АД4 / 230ВМ2. Мощность бензиновых электростанций составляет 0,5...1 кВт, дизельных – 3...4 кВт.

В Курске находится имеющее почти полувековую историю ОАО «Электроагрегат». Это предприятие – крупнейший в России производитель передвижных электростанций с разной степенью автоматизации и климатического исполнения, с двигателями отечественных и зарубежных производителей. Мощность производимых электростанций варьирует в очень широких пределах: от 0,75 до 1500 кВт.

OOO «Вяземский электротехнический завод – Энергетические системы» производит электростанции переменного и постоянного тока мощностью от 2 до 315 кВт, от самых простых до имеющих третью степень автоматизации и компьютерное управление. Их выпускают в самых разных исполнениях: на раме, на прицепах и полуприцепах, в КУНГах, контейнерах, на автошасси, в железнодорожных спецвагонах, адаптированными для любых условий эксплуатации, с особо высоким качеством электроэнергии.

ОАО «Научно-производ­ствен­ное объединение «Сатурн» (г. Ры­би­нск, Ярославская обл.) выпускает кроме прочего смонтированные на одноосном прицепе электростанции ЭД-30-Т400-1РПМ1 (мощностью 30 кВт) и смонтированные на двуосном прицепе ЭД-60-Т400-РП (мощностью 60 кВт) и ЭД-100-Т400-РПМ2 (мощностью 100 кВт). Элект­ростанции рассчитаны на ра­бо­ту при температуре от – 50 до +50 °С.

Бензиновые и дизельные электростанции разной мощно­сти (стационарные, передвижные, с установкой в КУНГ, капот или контейнер) производит Московский прожекторный завод. Электростанции этого предприятия оснащают импортными либо отечественными двигателями и системами автоматизации. В Славянске-на-Кубани расположено ЗАО «МЗ «Славянский», производящее дизель-электростанции мощностью от 4 до 200 кВт, которые предназначены для электропитания потребителей переменным трехфазным током частотой 50 Гц и напряжением 380 В. Электротехнический холдинг ОАО «Электроагрегат» (г. Новосибирск) в числе прочей продукции производит и передвижные дизельные и бензиновые электростанции мощностью от 1,2 до 200 кВт всех степеней автоматизации и в различном исполнении.

В заключение упомянем еще один сегмент рынка электростанций, который, строго говоря, не принадлежит к подклассу «Передвижные электростанции», но очень близок к нему по технико-экономическим показателям. Речь идет о бытовых электростанциях. Это направление в последнее время очень интенсивно развивается, что связано с ростом темпов коттеджного и индивидуального жилищного стро­ительства. Возможность по­да­чи электроэнергии в дом автономно, без централизованной электросети, или при сбоях в ее работе делает домашние электростанции, работающие на бензине и дизельном топливе, все более популярным предметом повседневного пользования. Автономные электрогенераторы не занимают много места, при этом в некоторых моделях предусмотрена система автоматического запуска с переключением потребителя на электростанцию (автозапуск). В этом случае приблизительно через 20...50 с после обесточивания централизованной электросети все включенные бытовые электроприборы вновь «оживляются» домашней электростанцией, а при восстановлении централизованного электропитания она также автоматически отключается с перерывом подачи напряжения в сеть всего на 2...5 с.

Обычно домашняя электростанция состоит из двигателя внутреннего сгорания (карбюраторного или дизельного), приводящего в действие генератор, который вырабатывает электроэнергию напряжением 220 или 380 В, частотой 50 Гц. Чаще используют генераторы синхронного типа, хотя они могут быть и асинхронными. В отдельных моделях электрогенераторов предусмотрено трехфазное напряжение 380 или 400 В, а также постоянное напряжение 12 В для подзарядки аккумуляторной батареи автомобиля. Электростанции с карбюраторным двигателем работают на бензине (обычно марки АИ-92), а с дизельным двигателем – на дизельном топливе.

Самый простой из используемых двигателей – одноцилиндровый двухтактный с воздушным охлаждением, самый сложный – дизельный 12-цилиндровый четырехтактный с водяным охлаждением.

os1.ru

4.4.1. Передвижные электростанции - Энергетика: история, настоящее и будущее

4.4.1. Передвижные электростанции

Передвижные малые электростанции используют там, где потребление электроэнергии носит временный характер (например, в поисковых буровых установках, на строительстве железных дорог, газои нефтепроводов, на лесозаготовках), а также в местах, удалённых от линий электропередачи.

Кроме того, они служат резервными источниками электропитания.

Энергетическое оборудование передвижных малых электростанций размещается в кузове автомобиля или гусеничного вездехода, на одном или нескольких автомобильных прицепах, на самоходных шасси, железнодорожных платформах. К передвижным относят также плавучие электростанции, предназначенные, например, для энергоснабжения прибрежных районов Крайнего Севера и Дальнего Востока России, где потребность в электроэнергии непрерывно возрастает, а строительство стационарных электростанций требует больших затрат. Наиболее широко распространены передвижные электростанции малой мощности (до 200 кВт) и энергопоезда с агрегатами большой мощности – от 0,75 МВт до 12 МВт.

Передвижные электростанции малой мощности выполняют, как правило, на базе дизель-генераторных установок (рис.4.28). Автоматизированные дизель-электростанции мощностью до 20 кВт и более устанавливают на автомобильном прицепе с крытым кузовом (рис. 4.29).

Рис. 4.28. Быстроходный дизель-генератор передвижной электростанцииРис. 4.28. Быстроходный дизель-генератор передвижной электростанции

Передвижные электростанции большей мощности, называемые также энергопоездами, оснащают обычно паротурбинными, газотурбинными или дизельными энергоустановками. Для районов, находящихся вдали от действующих энергосистем, применяются также малогабаритные блочные ядерно-энергетические установки мощностью 0,75–1,5 МВт.

Энергопоезда на базе паротурбинных установок в послевоенные годы сыграли исключительно важную роль при восстановлении промышленности и обеспечении электроснабжения населения Украины, России, Белоруссии в районах, наиболее пострадавших в Великой Отечественной войне. Электропоезда обеспечивали освещение, подачу воды в жилые помещения, работу электротранспорта. Только на территории Белоруссии работали в восстановительный период более десятка энергопоездов общей мощностью 48 МВт, а города Краснодар и Сочи обеспечивались электроэнергией электропоездами с 1944 по 1949 г. В 50–70-е годы ХХ столетия энергопоезда широко использовались для обеспечения строительства гидроэлектроэнергетических и промышленных комплексов Урала, Сибири, Дальнего Востока, при обустройстве и последующем функционировании космодромов Байконур и Капустин Яр, при освоении нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири и Средней Азии, прокладке магистральных нефтеи газопроводов, в ходе строительства БайкалоАмурской железнодорожной магистрали. Выпуск первых энергопоездов был освоен в России еще в начале ХХ века, однако наибольшее развитие он получил в предвоенные, военные и первые послевоенные годы. Энергопоезда тех лет выпускались на железнодорожной платформе грузоподъемностью 50 т, где размещались конденсационный паротурбогенератор и все вспомогательное тепломеханическое и электротехническое оборудование электростанции. В 1956 году Брянский машиностроительный завод (БМЗ) приступил к серийному выпуску передвижной паротурбинной электростанции ПЭ-4 мощностью 4 МВт (рис. 4.30). Каждая такая установка могла обеспечить электричеством промышленный город с 50-тысячным населением. Наряду с отечественными, в эти годы широко использовались энергопоезда фирмы «Дженерал электрик» (США) мощностью 3000 кВт (GE-3000), а также энергопоезда производства Чехословакии.

 

 

Рис. 4.29. Передвижная дизель-электростанция типа ЭД200-Т400-1РК мощностью 200 кВт на двухосном прицепеРис. 4.29. Передвижная дизель-электростанция типа ЭД200-Т400-1РК мощностью 200 кВт на двухосном прицепе

Рис. 4.30. Паротурбинный энергопоезд БМЗ ПЭ-4 мощностью 4 МВтРис. 4.30. Паротурбинный энергопоезд БМЗ ПЭ-4 мощностью 4 МВт

Рис. 4.31.Передвижная дизельная электростанция типа ЭВД-1 БМЗ мощностью 1,1 МВтРис. 4.31.Передвижная дизельная электростанция типа ЭВД-1 БМЗ мощностью 1,1 МВт

Рис. 4.32. Передвижная автономная электростанция типа ПАЭС-2500 ОАО «Мотор-Січ»Рис. 4.32. Передвижная автономная электростанция типа ПАЭС-2500 ОАО «Мотор-Січ»

Рис. 4.33. Плавучая газотурбинная электростанция типа «Северное сияние» мощностью 24 МВтРис. 4.33. Плавучая газотурбинная электростанция типа «Северное сияние» мощностью 24 МВт

Выпуск энергопоездов на базе дизельных двигателей (ПДЭС) мощностью 1; 2,5; 3; 4,5 и 10 МВт был начат в СССР в 1934 г. С 1971 по 1994 г. Брянский машиностроительный завод (БМЗ) серийно выпускал энергопоезда типов ПЭ-5, ПЭ-6, ПЭ-6м мощностью 1,05 МВт, ПЭ-8 мощностью 2 МВт. В настоящее время этим заводом изготавливается энергопоезд (энерговагон) типа ЭВД-1 (рис. 4.31) мощностью 1,1 МВт. Энергопоезд предназначен для выработки трехфазного тока и может эксплуатироваться при температуре от –50°C до +40°C.

Газотурбинные передвижные электростанции первым начало выпускать ПО «Мотор-Січ», г. Запорожье, Украина. В 1967 г. в Тюмени, вдалеке от железных дорог, заработала первая в Советском Союзе малая промышленная электростанция с двумя турбогенераторами общей мощностью 2250 кВт, созданная на на базе отработавших ресурс авиационных двигателей АИ-20. Топливом служил попутный газ, ранее сжигавшийся в факеле. Затем последовал серийный выпуск семейства передвижных электростанций ПАЭС-1250, ПАЭС-1600, ПАЭС-2500 (рис.4.32) на базе двигателей АИ-20, работавших как на керосине, так и на природном газе с давлением 1,2 МПа. Эти станции нашли самое широкое применение в удаленных местах СССР и за рубежом в странах Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и др.

В последние годы в ОАО «Мотор-Січ» создано новое поколение передвижных газотурбинных электростанций ЭГ-1000 и ЭГ-6000, работающих на природном газе.

ГП НПКГ «Зоря»–«Машпроект» выпускает передвижные электростанции на базе судовых газотурбинных двигателей. В 1966 году были начаты работы по созданию турбогенераторов для плавучей электростанции «Северное сияние» (рис. 4.33), а в 1969 году – для энергопоездов (рис. 4.34).

Плавучие электростанции и энергопоезда мощностью 4, 10, 12, 16 МВт работают в отдалённых районах Севера, Сибири и Дальнего Востока России и Казахстана.

energetika.in.ua

Конструкции передвижных станций

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Передвижные электростанции

Конструкции передвижных станций

Передвижная электростанция является независимым транспортабельным источником электрической энергии. Основное назначение передвижных электростанций состоит в обеспечении электропитанием строек, промышленных предприятий, колхозов и других потребителей электроэнергии, удаленных от тепло- и гидроэлектростанций и линий электропередачи.

Передвижная электростанция состоит из первичного двигателя, генератора, щита управления и вспомогательного оборудования, установленного на прицепе, транспортируемом автомобилем или трактором.

В качестве первичных двигателей передвижных станций применяют карбюраторные двигатели и дизели: первые для станций мощностью до 12 кет, а вторые—от 10 кет и выше. Электрические генераторы передвижных станций являются синхронными машинами специального исполнения. Передвижные электростанции выпускают с генераторами, вырабатывающими ток напряжением 400 или 230 в и частотой 50 или 200 гц. Электростанции с генераторами, вырабатывающими ток повышенной частоты, используют для питания электропил, электросучкорезок и других инструментов, применяемых преимущественно на лесоразработках. Электростанция ПЭС-12-200 с бензиновым двигателем и генератором с частотой тока 200 гц показана на рис. 1.

Электростанция ПЭС-12-200 поставляется заводом в виде агрегата, состоящего из автомобильного бензинового двигателя ГАЗ-МКА и генератора ЧС-7. На месте эксплуатации агрегат устанавливают на полозья и надстраивают кузов. Кузов внутри разделяют перегородкой на две части: в одной из них помещают двигатель с генератором и щитом управления, в другой-верстак с тисками, барабан с кабелем, заточный станок и огнетушитель. Для транспортирования станции к месту работы полозья соединяют с прицепной тягой. В средней части кузова и перегородке имеются двери для доступа к оборудованию.

Начиная с 1958 г. промышленность выпускает дизельные электростанции типа ЭСД мощностью 10-100 кет.

Дизельная передвижная электростанция ЭСД-20 показана нз рис. 2. Она состоит из дизеля Д-40А и генератора ДГС мош — «остью 20 кет. Регулирование напряжения генератора ручное (реостатом) и автоматическое (угольным регулятором). Все оборудование электростанции ЭСД-20 установлено на раме прицепа. Дизель с генератором закреплены на раме восемью болтами М16. Шасси снабжено дышлом для соединения электростанции с автомобилем или трактором при транспортировании. Кузов (капот) электростанции закрыт подъемными штампованными крышками.

Рис. 1. Электростанция ПЭС-12-200: 1- корпус (капот), 2 — щит моторного отделения, 3 — верстак, 4 — барабан (катушка) с кабелем, 5 — подогреватель, 6 — прицепная тяга, 7 — заточный станок, 8 — двигатель, 9 — генератор, 10 — бензиновый бак, 11 — щит управления, 12 — огнетушитель

Для повышения устойчивости при работе электростанция снабжена упорами, которые на время транспортирования убирают. Подача электроэнергии от генератора к потребителям осуществляется с помощью кабеля. Часть кабеля намотана на барабаны, установленные над передними крыльями на кронштейнах, а часть помещена (в кабельной коробке, закрепленной на диске запасного колеса.

Рис. 2. Электростанция ЭСД-20: 1 — коробка с кабелем, 2 — запасное колесо, 3 — упоры, 4 — панель щита управления, 5 — каркас, 6-ящик с запасными деталями и принадлежностями, 7 — барабаны с кабелем, 8 — огнетушитель, 9 — крышка (дверца), 10 — прицепная тяга

Щит управления станции установлен над генератором и состоит из верхней и нижней панелей. Верхняя панель, на которой смонтированы приборы, укреплена на петлях и при необходимости может откидываться без нарушения монтажа.

Отличительной, особенностью электростанции ЭСД является способ соединения дизеля с генератором. Это соединение выполнено при помощи фланцев.

Одним из наиболее распространенных типов передвижных электростанций, широко используемых во всех отраслях народного хозяйства, является электростанция n3G, выпускаемая промышленностью с генераторами мощностью 50; 60; 75 и 100 кет.

Электростанция ПЭС-100 (рис. 3) представляет собой прицепной вагон, внутри которого расположены дизель с генератором, установленные на раме, прикрепленной к раме вагона при помощи шарнирных опор. Наличие шарнирных опор исключает нарушение центровки валов, соединяющих дизель с генератором, при перекосах рамы вагона, возникающих в процессе транспортирования электростанции. Внутри вагона установлены щит управления с приборами учета и контроля, а также коммутирующими аппаратами и регулирующими устройствами.

Рис. 3. Электростанция ПЭС-100:

Рис. 4. Электростанция ДЭС-200: 1 — рама, 2 — возбудитель, 3 — генератор, 4 — дизель 1Д12, 5 — радиаторы, 6 -щиток с контрольно-измерительными приборами дизеля, 7 — воздухоочистители

Рама вагона снабжена тяговым устройством, служащим для транспортирования станции при помощи автомобиля или трактора.

В отличие от электростанции ЭСД у электростанции ПЭС дизель соединяется с генератором при помощи муфты.

Рис. 5. Эластичная муфта для соединения валов двигателя и генератора станции ПЭС-12-200: 1 — шплинт, 2 п 9 — соединительные пальцы, 3 — ведущий диск, 4 — демпферный сегмент, 5 и 6 — шайбы, 7- гайка, 8 — ведомая полумуфта

На объектах, где требуются относительно мощные источники электрической энергии, применяют электростанции ДЭС-200.

Электростанция ДЭС-200 базируется на сварной раме из швеллерных балок № 14 и состоит из дизеля, генератора с возбудителем на общем валу и двух водяных радиаторов. Напряжение генератора регулируется автоматически при помощи угольного регулятора.

Электростанцию устанавливают в закрытом помещении или обшивают по каркасу щитами, образующими помещение станции.

Рис. 6. Гибкая муфта для соединения валов двигателя и генератора станции ПЭС-100: 1 — ведущий диск, 2 — болт крепления ведущего диска к маховику, 3 — ведомая полумуфта (фланец), 4 — соединительный болт, 5 — стальные пластины, 6 — опорная шайба, 7 — гайка

Читать далее: Муфты, соединяющие первичные двигатели с генераторами станций

Категория: - Передвижные электростанции

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru