Преимущества и недостатки газовых баллонов из композитных материалов. Баллоны для газа


как выбрать по материалу и прочесть маркировку

Газовые баллоны широко востребованы как в промышленности, так и в медицине, авиационной, космической отраслях, в быту, как автономный источник энергии. Их можно применить как для обогрева, так и для освещения, приготовления пищи.

Чтобы исключить всяческие неприятности, связанные с эксплуатацией, нужно правильно подобрать тип оборудования. Для этого следует подробно изучить виды газовых баллонов, особенности их конструкции и подключения.

Содержание статьи:

Устройство газового баллона

Как для хранения, так и транспортировки сжатого и сжиженного газа созданы газовые баллоны — специальные сосуды, в которых эти вещества находятся под высоким давлением. Первый вид газа под любым давлением пребывает в газообразном состоянии, а второй, при росте этого параметра, переходит в жидкую фазу. В сжатом и сжиженном состоянии транспортируются и хранятся азот, фтор, кислород, метан, водород, а также хлор, углекислый газ, аммиак.

Сама емкость представляет собой цельносварную конструкцию со стенками толщиной минимум 2 мм с геометрией в виде цилиндра. Она изготовлена из стали или полимера. Ее составляющие:

  • обечайка;
  • горловина;
  • дно.

Горловина баллона имеет конусную резьбу под запорный вентиль, герметично перекрывающий выход. В случае, когда в силу каких-то причин произойдет расширение газа, под воздействием давления вентиль сорвется, и давление внутри сосуда придет в норму. Газ внутри такого сосуда пребывает под давлением максимум 15 МПа. В корпусе баллона или обечайке имеется сварной одинарный шов.

Виды баллонов

Объем баллона зависит от материала, из которого он изготовлен, вида наполнителя и назначения. Кислородные баллоны бывают как малолитражными — от 2 до 10 л, так и средними — 20 – 40 л

Чтобы газ внутри сосуда оказывал одинаковое давление на его стенки, у каждого баллона есть выпуклое днище — верхнее и нижнее. Для большей устойчивости баллон снабжен кольцевой опорой — башмаком. Кроме того, газовый резервуар имеет в своем комплекте металлический или пластиковый колпак, предохраняющий вентиль во время эксплуатации и транспортировки.

Колпак навинчивают на кольцо горловины. Иногда баллон снабжают редуктором, предназначенным для уравновешивания давления. Вентиль представляет собой узел, в состав которого входит стальной корпус в виде тройника, маховик, запорный элемент.

Объем баллона

Под каждый вид газа требуется вентиль специальной конструкции. Для безопасной эксплуатации важно, чтобы тип емкости соответствовал наполнителю

Узел, состоящий из пропускного клапана и штока, называется запорным элементом. Каждая из деталей сборки выполняет свою функцию. Клапан необходим для регулировки подачи газа через корпус, а шток — для взаимодействия маховика с клапаном через крутящий момент. Поворачивая маховик, можно закрывать или открывать поток газа.

Вентиль для газового баллона

Все 3 части вентиля имеют резьбу. Внизу она нужна для крепления детали к баллону, вверху посредством резьбового соединения прикреплен шток клапана. На боковую резьбу навинчена заглушка

Виды газовых баллонов

Газовые сосуды классифицируют по многим критериям: материалу корпуса, объему, назначению, названию наполнителя, способу подключения. Для изготовления корпуса применяют как металл, так и композитные материалы. Те и другие имеют свои плюсы и недостатки. Следует ознакомиться с ними для правильного выбора.

Металлические газовые баллоны

Для изготовления корпуса металлического баллона применяют легированную или малоуглеродистую сталь. Вместимость металлических сосудов — от 5 до 50 л. Баллоны, емкостью менее 50 л разрешается устанавливать внутри дома, а 50 л — только снаружи.

Последним необходима защита от прямых лучей солнца. Для этого их помещают в запирающийся металлический шкаф с нанесенной на него маркировкой, соответствующей виду газа. Пустой металлический баллон весит от 4 до 22 кг.

Сосуд заполняют газом максимум на 85%. В зависимости от объема в баллон заправляют от 2 до 22 кг газа. Это газовое оборудование является взрыво и пожароопасным. Ему противопоказаны температуры свыше 50⁰. При резких скачках температуры и в случае пожара происходит мощный взрыв. Нельзя такой баллон и резко переворачивать, т.к. при это вызывает повышение давления.

Газовые сосуды из композита

Такой газовый баллон — более новый вариант. Его основное достоинство — полная взрывобезопасность, даже если произойдет утечка газа. В таких емкостях транспортируют и хранят сжиженные газы. При воздействии на них открытого пламени, газ уходит через корпус постепенно и просто сгорает.

Они имеют небольшой вес — на 70% легче металлических аналогов, отличаются стильным дизайном. Благодаря прозрачному корпусу, всегда можно контролировать уровень газа. В противовес металлу, композитный материал не подвержен коррозии, следовательно, более долговечен.

Полимер обладает отличными диэлектрическими свойствами, на 100% исключающими искрообразование. Диапазон рабочих температур находится в пределах -40 — 50⁰. Баллоны рекомендуют эксплуатировать до 30 лет. Каждые 10 лет они должны проходить переаттестацию. Масса баллона — 8 кг максимум.

Композитные газовые баллоны бывают двух видов: изготовленные по технологии раздува и путем намотки стекловолокна на оправку. В первом случае колбу изготавливают из полиэтилентерефталата. Далее, производители покрывают сосуд, изготовленный из нитей со стекловолокна, эпоксидной смолой. Емкость вкладывают в полимерный корпус.

При производстве баллонов второго вида применяют специальную оправку. На нее наматывают стекловолокно, затем заготовку пропитывают смолами. Вначале получают две половинки сосуда. После отверждения их склеивают и помещают в плотный полиэтиленовый кожух.

Баллон из композита

Эксплуатация баллона из полимерных материалов не вредит окружающей среде, т.к. в материал не добавляют бор

Из-за наличия клапана избыточного давления и плавкой ставки, такие баллоны обладают повышенной безопасностью. В случае пожара происходит срабатывание плавкой вставки. Расплавляясь, она постепенно выпускает газ, при полной управляемости процессом. После срабатывания вставки баллон не подлежит дальнейшей эксплуатации.

Классификация по месту монтажа и назначению

Все существующие газовые баллоны в зависимости от того, где они установлены и для чего предназначены, делят на следующие виды:

  1. Бытовые. Их используют для отопления, кухонных плит, котлов.
  2. Автомобильные. Применяют их на автомобилях, у которых двигатель работает на газообразном топливе.
  3. Туристические. Подходят для мобильных приборов, таких как паяльные лампы, горелки, шашлычницы, обогреватели.
  4. Промышленные. В эту категорию входят емкости, в которых хранят газы, Применяют такие баллоны в металлургии, химической промышленности, на фармацевтических предприятиях.
  5. Медицинские. Их наполняют дыхательными смесями и возят в машинах скорой помощи, используют в больничных палатах для интенсивной терапии и там, где готовят кислородные коктейли. Применяют такие баллоны и спасатели, пожарники.

Есть и универсальные баллоны, которые используют во многих отраслях.Для мобильных газовых приборов выпускают одноразовые картриджи, вмещающие 100 – 450 г газа. Визуально они напоминают аэрозольные спреи.

Особенности классификации по наполнителю

Исходя из состава смеси, баллоны называют пропановыми, бутановыми, водородными, азотными, ацетиленовыми, углекислотными, аргоновыми, кислородными, гелиевыми и т.д. Для каждого из составов свой температурный режим. Для стандартных условий разница между ними небольшая. Когда же баллон необходим для использования в высокогорных районах или в условиях очень низких температур, этот параметр играет определяющую роль.

Изомер бутана — смесь изобутана с пропаном, хорошо подходит для низких температур. Она безопасна для озонового слоя. И пропан, и бутан для человека очень опасны. Если их вдыхать, неизбежны серьезные последствия для организма. Прямой контакт с жидким бутаном приводит к охлаждению тела до -20⁰.

Бутаном заряжают зажигалки, в кондиционерах и холодильных установках его иногда используют в качестве хладагента. Пропан необходим при производстве растворителей. Для работы с металлом, связанной с его сваркой и резкой, требуется ацетилен. Также его используют при получении взрывчатых веществ, кислоты уксусной, каучука, всевозможных пластмасс, для ракетных двигателей.

Азот использует электронная промышленность, химическая, нефтегазовая, фармацевтика, металлургия. Водород необходим пищевой промышленности, химической. Его используют и в качестве топлива для ракет, при сварке. Колеса велосипедов, огнетушители накачивают оксидом углерода или углекислым газом. В пищевой промышленности с его применением производят газированные напитки. В виде сухого льда оксид углерода применяют, как хладагент.

Наполнитель для баллонов

Баллоны с углекислым газом присутствуют в заведениях общественного питания, где охлаждают напитки до заданной температуры, делают газировку и продают ее на разлив

В металлургической, металлообрабатывающей промышленности, в процессах, где недопустимо взаимодействие расплавленного потока с кислородом, используют аргон. Применяют его и в медицине для наркоза, с его помощью очищают воздух. Баллоны с гелием необходимы не только для заполнения воздушных шаров, но и для резки, сварки, плавки металла.

Этот газ входит в состав дыхательных смесей, используемых в дайвинге, он может являться хладагентом в научных опытах. Аммиак — сильный растворитель. Так как он очень ядовитый, баллоны с ним нужно транспортировать и хранить очень осторожно. То же самое касается и емкостей с хлором.

Емкости с кислородом можно встретить возле сварочных аппаратов, там, где производят взрывчатые вещества, кислоты, готовят кислородные коктейли. Сжатый воздух, транспортируемый в баллонах, чаще всего применяют в работе пневмоустройств. Сжиженный природный газ метан применяют как снотворное в медицине, для производства удобрений, в виде топлива. Для человека этот газ безопасен.

Виды баллонов по способу подключения

Разные модели газовых баллонов подключают к приборам посредством четырех стандартов соединений. Самым популярным является резьбовой стандарт, соответствующий всем требованиям безопасности. Изделия имеют резьбу 7/16″. К таким баллонам шланг или горелку крепят путем накручивания.

Следующий стандарт баллона — цанговый. Такой тип подключения называют еще нажимным или зажимным. Баллон с таким типом соединения считается самым дешевым. Здесь роль зажима при подключении выполняет деталь цилиндрической формы. Цанговый баллон можно подключить к оборудованию с резьбой, но для этого понадобится переходник.

Прокалываемый тип баллонов во всем мире самый распространенный. Эти одноразовые баллоны имеют тот недостаток, что отсоединить емкость невозможно до тех пор, пока весь газ не будет использован. Последние модели прокалываемых баллонов с системой SGS этого недостатка лишены. Здесь есть возможность блокировать утечку газа при отсоединении от горелки и отключить не полностью опустошенную емкость. Применяют их для паяльных, осветительных ламп, портативных плит.

Виды подсоединений

Чаще всего газовые горелки рассчитаны на резьбу, но если в наличии баллон цанговый, использовать его можно, приобретя недорогой переходник

Клапанное подключение — это тот вид, который используют в основном в Европе. Соединение простое и надежное с высокой степенью защиты от утечек.

Расшифровка маркировки баллонов

Правильно прочитав маркировку, можно получить полную информацию о газовом баллоне. Если это пропановый баллон, то его паспорт — в районе вентиля, на металлическом кружке. В паспорте баллона с пропаном указано: рабочее давление в МПа, испытательное давление в тех же единицах, объем емкости по факту в л, заводской №, дата изготовления в виде «MM.ГГ.АА», где первые символы обозначают месяц, вторые — год, третьи — год предстоящей аттестации.

Далее следует вес пустого баллона в кг, масса заполненного баллона. Последней строкой идут буквенные обозначения «R-АА». «R» — клеймо участка переаттестации или завода. Сочетание символов «АА» раскрывает информацию о годе, до которого эта аттестация будет действительной.

Маркировка на баллонах

Решение о пригодности баллона нужно принимать только после полной расшифровки всех данных о нем. Если на нем обнаружены дефекты, то его опорожняют и отправляют в ремонт

Маркировка кислородного баллона имеет свой порядок и состоит из четырех строк. В первой есть данные о производителе, а также номер емкости. Во второй — дата выпуска и рекомендуемая дата проверки. В третьей — гидравлическое и рабочее давление. В четвертой — объем газа и масса баллона без вентиля и колпака.

Покупая баллон, следует обратить внимание, как на него нанесена информация. На корпусе ее не наносят краской, а выбивают, а затем покрывают специальным бесцветным лаком с целью защиты от коррозии. Часто последняя строка содержит клеймо предприятия-изготовителя.

Особенности окраски газовых баллонов

Баллоны со сжатым газом в России и за рубежом окрашивают по-разному. При этом каждому виду газа соответствует не только определенный цвет корпуса, но и окрас полосы, надписи.

Идентифицированные цвета баллонов

В таблице указаны идентификационные цвета баллонов с некоторыми видами газов, а также цвет надписей и полосы

Закись азота закачивают в серый баллон с черной надписью и такой же полосой. Защитного цвета баллон с фосгеном имеет желтую надпись и желтую полосу, а такого же цвета баллон, но с черной надписью и зеленой полосой содержит хлор. Алюминиевая окраска баллона, черная надпись на нем и две полосы желтого цвета указывают на то, что он наполнен фреоном-22.

Для сернистого ангидрида предназначен баллон черного цвета с белой полосой и желтой надписью. Этилен заключают в фиолетовый баллон с красной надписью и полосой зеленого цвета. Для остальных горючих газов предназначены красные сосуды с белой надписью, зеленой полосой. Негорючие газы обозначены желтой надписью на черном фоне корпуса и зеленой полосой.

Виды неисправностей баллонов и их устранение

Все существующие у газовых баллонов неисправности делят на два вида: подлежащие устранению и не подлежащие. К первому виду относят:

  • некорректную работу вентиля баллона и манометра;
  • повреждение башмака или его смещение;
  • повреждение резьбового соединения;
  • утечка газа;
  • во многих местах облупившаяся окраска корпуса.

Второй вид неисправностей — значительно поврежденная поверхность корпуса в виде вмятин, трещин, вздутия, отсутствие маркировки. В этом случае баллон отбраковывают. Решение о возможности или невозможности ремонта принимает специалист с соответствующей квалификацией.

При ремонте газовых баллонов часто производят простую замену дефектных элементов. Иногда требуется внутренняя промывка емкости и проверка на наличие коррозии изнутри. Периодическая проверка включает все эти работы, а по ее окончании выдают сертификат.

Неисправный баллон

Газовый баллон на фото подлежит ремонту. Его необходимо покрасить и заменить вентиль. Первую работу можно выполнить самостоятельно, а вторую следует доверить специалисту

В домашних условиях этого делать не следует. Все, что можно сделать самому, — покрасить корпус баллона. Делать это нужно крайне осторожно, чтобы не закрасить надписи и не повредить маркировку. Все остальные неисправности может устранить только специализированная мастерская или завод-изготовитель.

Кто производит газовые баллоны

Среди многих производителей баллонов следует выделить российскую марку «Sledopyt». Здесь предлагают два вида газовых баллонов с резьбовым и цанговым подключением — для всесезонной смеси и зимней. Американская фирма Jetboil поставляет на рынок картриджи, наполняемые пропаном и изобутаном, которые можно использовать зимой.

Мобильный газовый баллон

Мобильные газовые баллоны выпускает торговая марка из Южной Кореи Tramp. Заправляют их всесезонным газом. Подключение — резьбовое и цанговое

Французская компания Campingaz выпускает всевозможные приборы, укомплектованные газовыми баллонами. Тип соединения у них цанговый, клапанный или прокольный. Primus — выпускает газовые картриджи нескольких видов. Подключение во всех резьбовое.

Композитные сосуды хорошего качества поставляет чешская марка Research. В комплектацию входят специальные вентили, предохраняющие емкость от перенаполнения. Все эти баллоны взрывобезопасны.

Полезное видео по теме

Видео о правильном использовании и освидетельствовании газовых баллонов. Советы от специалиста:

О композитных баллонах со сжиженным газом:

Газовый баллон — вещь в хозяйстве полезная. Чтобы его эксплуатация не привела к нежелательным последствиям, нужно как следует изучить вопрос. А главное, придерживаться элементарных правил безопасности.

sovet-ingenera.com

Композитный газовый баллон: преимущества использования евробаллонов

Если нужна емкость для хранения сжиженного газа, обязательно следует рассмотреть такой вариант как композитный газовый баллон. Это современная разработка, которая позволяет хранить горючую смесь наиболее безопасным способом.

Кроме того, такие баллоны очень удобны в эксплуатации.

Содержание статьи:

Как это работает

Для изготовления евробаллонов используют стекловолокно и эпоксидную смолу. Чтобы сделать колбу, на специальную форму наматывают нить, выполненную из высококачественного стекловолокна. Потом эту плотную намотку тщательно пропитывают эпоксидной смолой. Состав обрабатывают отвердителем.

После того, как колба полностью затвердеет и приобретет необходимую прочность, можно продолжать дальнейшие работы. В подготовленные разъемы вставляют вентили, клапана и другие регулирующие работу емкости устройства. Сверху надевают съемный кожух из пластика, снабженный ручками для переноски баллона. Эту решетчатую оболочку при необходимости можно снимать или заменять.

Производство композитных баллонов

Для производства композитных газовых баллонов используются высококачественные материалы, современное оборудование и новейшие технологии, чем объясняется высокая стоимость устройств этого типа

Полипропилен, из которого изготовлены такие емкости, полностью безопасен по отношению к окружающей среде. Такой материал не сложно утилизировать, для этого не нужны дорогостоящие специальные процедуры. При желании материалу можно придать практически любую окраску.

Некоторые компании заказывают партию емкостей с уникальным дизайном ради корпоративного стиля или для практических нужд, например, чтобы различать баллоны с различным содержимым или предназначенные для разных подразделений и т.п. Высокие требования экологической безопасности — одно из главных условий при производстве композитных газовых баллонов.

Изготовление евробаллонов

Для изготовления колбы евробаллона используют нить из высококачественного стекловолокна, которую плотно наматывают на заготовку, а затем пропитывают эпоксидной смолой

Например, используется только стекловолокно, при изготовлении которого не применялось такое опасное вещество, как бор, улучшающий характеристики материала без больших затрат. Для производства композитных колб берут стекловолокно, которое изготавливают с более безопасным заменителем бора.

Полученный в результате композитный материал не тускнеет, не выгорает и сохраняет однородную прозрачность, поскольку остается устойчивым к воздействию ультрафиолетового излучения в течение длительного времени. Небольшое изменение цвета колбы из композитов может произойти лишь спустя несколько лет после начала эксплуатации.

Легкий евробаллон

Легкий вес газового баллона из композитных материалов позволяет транспортировать емкость без особых усилий. Цвет изделия можно варьировать в зависимости от предпочтений заказчика

Но даже в таком случае остальные функциональные характеристики баллонов не изменятся. Выпускное отверстие газовых баллонов, которые выполнены из композитных материалов, обычно стандартизовано по типам EN 11363, EN 629 или DIN 477. Входной клапан 25Е позволяет без проблем выполнять заправку емкости доступными средствами.

Евробаллоны сопротивляются разрыву гораздо лучше, чем металлические емкости в аналогичных условиях. Чтобы взорвать композитный баллон понадобится создать внутри него усилие, примерно в два раза превышающее показатели, при которых взрываются обычные газовые баллоны. Хотя в соответствии с требованиями ГОСТ любой газовый баллон должен выдерживать давление не менее 50 атм., оказываемое на корпус устройства, чего достаточно, чтобы обеспечить необходимый уровень безопасности.

Модели евробаллонов

При выборе газового баллона из композитных материалов следует внимательно сравнить характеристики и дизайн различных моделей, чтобы выбрать наиболее подходящий вариант (+)

Металлические баллоны комплектуют вентилями типа ВБ-2, при этом для повышения уровня безопасности приходится дополнительно устанавливать предохранительные устройства. Чаще всего это специальный редуктор с клапаном, популярны такие изделия, выпущенные под маркой GOK. На композитных же баллонах все необходимые предохранители уже установлены, необходимости в дополнительных защитных средствах нет.

В зависимости от того, где произведен композитный баллон, он может иметь некоторые различия. Например, евробаллоны норвежского производства, такие как Ragasco LPG 24.5, обладают не такой высокой прозрачностью, как устройства других фирм. Чтобы определить количество сжиженного газа в них, нужно баллон немного покачать.

Лабораторные испытания показывают, что евробаллоны демонстрируют высокую устойчивость к статистической усталости при температуре 70 градусов. Что касается теплообменных способностей композитных конструкций, то при температуре до -15 градусов они показывают такие же характеристики, как и их металлические аналоги.

Скорость испарения при этом обычно составляет около 300 г/ч. Однако, если предполагается использовать устройство этого типа при более низких температурах, или когда нужна другая скорость испарения СУГ, следует внимательно изучить характеристики выбранной модели.

Наружная температура может существенно сказаться на скорости испарения сжиженного газа, что может отразиться на эффективности работы устройства. В таких ситуациях рекомендуется позаботиться о дополнительном утеплении емкости.

Преимущества и недостатки евроемкостей

Баллоны, изготовленные из полимерных материалов, очень удобны в хранении. Такие емкости допускается складировать друг на друга, например, штабелями. Их можно подключать к тем же видам газовых приборов, что рассчитаны на стандартные устройства для подачи газа. Сжиженный газ можно транспортировать в таких емкостях, их можно использовать в быту и при вылазках на природу, для длительного хранения СУГ и т.п.

Преимущества евробаллонов

Одно из преимуществ газовых баллонов из композитных материалов — съемный кожух, который защищает устройство от повреждений, а также удобные ручки, облегчающие переноску

Вес композитных устройств примерно на треть меньше, чем у металлических аналогов, но по прочности они ничем им не уступают. Еще одно преимущество устройств этого типа — богатый ассортимент. Они широко варьируются по объему и форме. Всегда можно выбрать подходящий для конкретного случая вариант.

Стенки таких емкостей обладают некоторой прозрачностью, что позволяет визуально оценивать количество оставшегося внутри сжиженного газа. Со временем прозрачность баллона не утрачивается, не влияет на нее и количество находящегося внутри газа. Композитные материалы при ударе не искрят, поэтому опасность случайного взрыва практически исключена.

Модели композитных баллонов

Размеры газовых баллонов из композитных материалов варьируются в широком диапазоне, можно выбрать устройство для автономного газоснабжения частного дома или небольшую модель для вылазки на природу

Разумеется, развитие коррозионных процессов изделиям из полимеров также не грозит. Материал способен переносить нагрев до температуры в 100 градусов. Выглядят такие баллоны очень привлекательно и современно, можно выбрать подходящий цвет. Баллон емкостью около 20 кг весит примерно семь килограммов или меньше.

По весу композитные емкости с пластиковым защитным кожухом почти в два раза легче, чем металлические баллоны такого же объема. Покупатели отмечают, что ручки на композитном баллоне делают его использование еще удобнее. Малый вес и ручки позволяют справляться с погрузкой емкости средних размеров даже хрупкой женщине.

Проверка композитного баллона

Перед покупкой, установкой и заправкой композитного газового баллона следует внимательно изучить технический паспорт изделия и инструкцию фирмы-изготовителя

Обычно гарантийные обязательства производителя на композитные баллоны для СУГ составляют два года. Но срок эксплуатации составляет 30 лет, а при бережном обращении и больше. Колба композитного баллона защищена сверху специальным кожухом из пластика, что увеличивает прочность устройства.

При случайном падении силовое воздействие приходится именно на этот кожух, даже если он треснет, колба и ее опасное содержимое останется в целости и сохранности. Поврежденный кожух можно заменить новым. Обходится такая операция значительно дешевле, чем полная замена баллона.

Статическое электричество такому устройству также не грозит. Этот момент был подтвержден в ходе многочисленных практических исследований. Появление случайных искр, возгорание и взрыв по этой причине исключены. Проверку композитных баллонов рекомендуется проводить один раз в десятилетие, тогда как подобное освидетельствование металлических изделий для хранения газа следует выполнять в два раза чаще, т.е. каждые пять лет.

Колба композитного баллона

Стенки колбы композитного баллона обычно бывают достаточно прозрачными, чтобы можно было визуально определить, какое количество сжиженного газа осталось внутри емкости

Один из весомых недостатков евробаллонов — цена. Стоимость композитных емкостей примерно в четыре раза выше, чем расходы на металлические аналоги. И все же имеет смысл потратиться на такую емкость, поскольку она легче, удобнее и безопаснее, чем обычный металлический баллон. Высокая цена на евробаллоны вполне объяснима.

Технология их производства требует высоких затрат. Производят такие емкости за рубежом, поэтому цена включает также стоимость доставки, таможенный сбор и т.п. Дополнительные расходы едва ли окупятся, если заменить композитной емкостью не один, а несколько металлических газовых баллонов. Основная выгода в этом случае — более удобное использование и повышенный уровень безопасности.

Полезные сведения о безопасном применении

Конечно, обязательный элемент любого композитного баллона для газа — предохранительные устройства. Композитные модели не исключение. В обязательном порядке на каждое устройства ставят обратный клапан избыточного давления. Если оно превысит минимально допустимый порог, клапан откроется, и часть газа будет стравлена, что позволит избежать разрыва конструкции.

При этом газовый баллон продолжает работать в штатном режиме. Еще один защитный элемент, который устанавливают на евробаллонах — плавкая вставка. При опасном уровне нагрева она расплавляется, предотвращая перегрев конструкции. Ранее для этих целей использовались пружинные предохранители, но новый элемент считается более надежным.

Применение евробаллонов

Композитные баллоны для сжиженного газа можно использовать не только для газоснабжения дома, но и на других объектах, например, для выполнения некоторых строительных операций, для обогрева подсобных помещений и т.п.

После того, как вставка расплавится, например, из-за перегрева во время пожара, газ выходит из емкости в безопасном управляемом режиме. К сожалению, после этого восстановить плавкую вставку невозможно, баллон становится непригодным для дальнейшей эксплуатации. Конечно, не стоит без крайней необходимости нагревать евробаллоны до таких высоких температур. Рабочим диапазоном для таких конструкций считаются параметры от 40 градусов мороза до 60 градусов тепла.

Может ли взорваться композитный баллон? От искры — нет, но если давление внутри емкости случайно повысится, то вероятность такого исхода заметно повысится. Поэтому заявления об абсолютной взрывобезопасности баллонов действительности не соответствуют. Причиной увеличения внутреннего давления внутри такого баллона может стать нагрев корпуса, вызывающий слишком быстрое испарение сжиженного газа.

Безопасность евробаллонов

В интернете есть видеоролики об исключительной устойчивости евробаллонов к воздействию огня и механическим повреждениям, но это не может быть основанием для пренебрежения нормами безопасности

И все же взрыв евробаллона — крайне редкое явление. При воздействии открытого огня сработает плавкая вставка, а также может расплавиться часть корпуса. Газ покинет емкость через эти отверстия, и она не взорвется. Использование горючего газа всегда производится при соблюдении повышенных мер безопасности.

Хотя сам по себе композитный баллон взорваться не может, но причиной взрыва может стать утечка газа через большое отверстие. Поэтому регулярная проверка целостности емкости должна производиться в обязательном порядке. Правильное обслуживание композитных газовых баллонов продлит их срок эксплуатации.

Маркировка композитных баллонов

Перед заправкой композитного баллона сжиженным газом следует проверить целостность колбы, наличие маркировки и ее соответствие типу топлива, а также работу запорно-регулирующих устройств

На корпусе каждого нового изделия содержится надпись, напоминающая о необходимости полного обследования и возможной замены изделия каждые десять лет. Конечно, выполнять стандартный осмотр и обследование баллона следует значительно чаще:

  • перед тем, как заполнять его сжиженным газом;
  • во время такой заправки;
  • после того, как емкость заполнена СУГ.

Проверка баллона включает в себя следующие требования:

  • марка топлива и тип баллона должны соответствовать друг другу;
  • техническое обслуживание емкости следует проводить в установленные сроки;
  • необходимо удостовериться в целостности и самой композитной колбы, и нанесенной на нее маркировки.

Если результаты проверки оказались неудовлетворительными по одному из упомянутых пунктов, емкость следует направить на внеочередное техническое обследование, чтобы убедиться в ее пригодности для дальнейшей эксплуатации. При этом осуществляется анализ износа баллона. Учитывается наличие на корпусе царапин, потертостей, вмятин и других повреждений.

Анализируется состояние каждого повреждения на предмет опасности для общей целостности емкости. Контролировать состояние таких недостатков следует с момента их появления. При проверке маркировки газового баллона из композитных материалов нужно убедиться в ее целостности.

Безопасное использование евробаллонов

Современные устройства для регулирования и заправки композитных газовых баллонов делают их использование более безопасным, чем применение металлических аналогов

Грубой и опасной ошибкой было бы заправлять такой баллон горючим, для которого он не предназначен. Маркировку разные производители выполняют по-разному. Это может быть штрих-код или специальная наклейка, которая заламинирована и надежно закреплена на корпусе.

Обязательно должны быть указаны и сохранены такие данные, как штрих-код и серийный номер изделия. Если эта информация полностью или частично утрачена, возможно, баллон придется утилизировать и заменить новым изделием. Еще один важный момент — проверка целостности клапана. Этот элемент должен быть ввинчен в предназначенное для него отверстие. Площадь его соприкосновения с материалом колбы строго нормирована.

В современных композитных баллонах устанавливается запорная арматура, соответствующая стандартам международного уровня. Кроме того, нужно следить за исправностью запорно-регулирующих устройств. В целях безопасности для заправки баллонов лучше выбирать предприятия, которые могут предъявить лицензии и разрешения на этот вид деятельности.

Полезное видео по теме

Информацию о производстве емкостей этого типа можно посмотреть здесь:

Баллоны для газа, изготовленные из композитных материалов, это относительно новые конструкции, но они уже уверенно потеснили своих металлических “собратьев”. В эксплуатации такие изделия значительно более удобны и безопасны. При правильном использовании и обслуживании они безупречно служат долгие годы.

sovet-ingenera.com

Как выбрать газовый баллон ГБО, размеры и способы размещения

Газовый баллон ГБО

Главная часть газового оборудования – это газовый баллон ГБО. Если вы решили установить ГБО в вашем авто, первым делом нужно решить вопрос, какой баллон выбрать. В этой статье мы рассмотри два типа газовых баллонов: тороидальный баллон (схожий по форме на запасное колесо) и цилиндрический баллон. Газовые баллоны для ГБО имеют огромное количество размеров, поэтому подобрать модель под Ваш автомобиль не составит труда.

Выбор баллона

При выборе газового баллона можно попросить квалифицированной помощи профессионалов монтажа газового оборудования, но не забывайте, что только вы знаете все нюансы вашего авто. Сначала нужно задуматься, как часто у вас используется багажник, и как именно. Загружен ли он у вас до отказа необходимыми  вещами, или вы перевозите только аптечку, огнетушитель и запасное колесо? Оснащен ли ваш автомобиль функцией складывания задних сидений для увеличения пространства в салоне и багажном отделении?

Ответ на данные вопросы нужно получить для того, чтобы выбранный тип баллона не приносил вам неудобств и позволял использовать автомобиль с комфортом, а багажник с максимальной эффективностью.

Какой газовый баллон ГБО подойдет именно Вам? В этом состоит главный вопрос.

Что выбрать

На сегодняшний день тороидальный тип баллона устанавливается на автомобиль значительно чаще, нежели цилиндрический. Тороидальный баллон монтируется в место, предназначенное для «запаски», что несомненно удобно. Но это не является поводом того, что нужно выбирать именно его для вашего автомобиля. Давайте подробнее рассмотрим каждую разновидность газовых баллонов.

Цилиндрический баллон

Из названия становится понятно, что данный баллон имеет форму цилиндра и может быть установлен в любом месте багажника при любом кузове автомобиля. В большинстве случаев баллон устанавливают поперек автомобиля, вплотную к тыльной стороне заднего сидения.

От размеров багажника и баллона зависит, будет ли последний занимать все пространство между колесными арками, или часть багажника останется свободной. При таком варианте крепления перевозить крупногабаритные предметы сложив задние спинки сиденья, скорее всего, у вас не получится.

Баллон гбо установка в багажнике

Цилиндрический газовый баллон ГБО так же может быть установлен вдоль автомобиля, с правой или левой стороны. Данный способ монтажа предусматривает наличие свободного места с одной стороны багажника. При данном способе крепления возможна перевозка крупногабаритных вещей если тыльная сторона задних сидений будут в сложенном виде (учитывая, что в вашей машине предусмотрена такая функция). Такой способ был популярен во времена отсутствия тороидальных баллонов.

Цилиндрический баллон ГБО

Цилиндрический баллон также может быть вмонтирован под днищем вашего автомобиля, если конструкция и клиренс позволит такое расположение.

Если Вы устанавливаете баллон ГБО под днище автомобиля необходимо следить за его герметичностью и целостностью как самого баллона так и его креплений. Т.к. в период повышенной влажности окружающей среды (осенне-весенний период) баллон и его крепления подвергаются влиянию как реагентов (соли)  так и влаги.

Баллон ГБО под днищем

Цилиндрический баллон наиболее органично впишется в автомобили с кузовом седан, в которых глубокие багажники, где из-за глубины багажного отделения достаточно сложно в полном объеме его эксплуатировать. Установка цилиндрического баллона в таких багажниках наиболее эффективно позволяет использовать багажное отделение без потерь функциональности. Так же, несомненным плюсом является тот факт что после монтажа цилиндрического баллона запасное колесо и остальные необходимые предметы, которые располагаются в багажнике, остаются на своих местах.

Популярные размеры цилиндрических баллонов ГБО представлены ниже

Цилиндрический баллон ГБО

Тороидальный баллон

Тороидальный газовый баллон ГБО – имеет форму запасного колеса. На данный момент такой тип баллона является самым распространенным, так как его монтаж вместо «запаски» не вносит особых изменений в функциональности багажного отделения автомобиля. Вам будет доступна вся площадь багажного пространства, как при сложенных сидениях, так и при сиденьях в обычном положении.

Баллон ГБО под запаску

В некоторых автомобилях запасное колесо расположено под днищем автомобиля, в таком случае крепление тороидального баллона под днище также допустимо.

Из-за конструкции тороидального баллона, его вместительность, относительно цилиндрического немного меньше. Это означает, что время работы двигателя на газе при использовании такого баллона будет меньше.

В автомобилях с большим расходом топлива, и имеющим большие бензобаки от 80 литров, баллон объемом даже на 48 литров покажется незначительным, что потребует частой дозаправки. По этой причине ставить Тороидальный баллон для ГБО в такой автомобиль нецелесообразно.

Если рассматривать кроссоверы, то здесь установка Тороидального баллона может иметь несколько вариантов. В таком кузове баллон может иметь большие, нежели «запаска» размеры.

Цилиндрический Баллог ГБО

Хотя меньшее время работы на газе на данный момент не является таким уж большим недостатком, потому что сеть заправочных станций, которые заправляют газом, в наше время достаточно развита, это обеспечивает свободу передвижения, а если вдруг газ закончится, в любой момент можно переключиться на бензин.

Популярные размеры тороидальных баллонов ГБО представлены ниже

Тороидальный баллон ГБО

Что делать с запасным колесом

Идеального выхода из этой проблемы не существует. Возможна перевозка запаски в багажнике автомобиля в специальном чехле. Но в таком варианте свободное место багажника существенно уменьшается.

Баллон гбо под запаску

Альтернативным вариантом постоянной перевозки запасного колеса может выступать набор для ремонта шины в случае прокола. В набор входит специальный состав, которым заполняется дыра в проколотом колесе, с последующим накачиванием с помощью компрессора, который входит в набор.

Состав герметизирует шину, и у вас будет время доехать до ближайшего автомобильного сервиса. К этому способу можно прибегнуть только когда прокол небольших размеров. Если лопнуло колесо, лопнула грыжа на колесе или образовался большой разрез, на ремонт шины рассчитывать не стоит.

Обратите внимание! Заправлять баллон ГБО можно не более чем на 80% от его номинального объема. Т.е. стандартный Тор емкостью 42 литра можно заправлять не более чем на 34 литра.

Покупать баллоны для ГБО желательно официально и с гарантией. Монтаж баллона рекомендуется осуществлять в центре обслуживания с хорошей репутацией.

Как выбрать газовый баллон для ГБО

5 (100%) 8 votes

 

 

gbo4auto.ru

Какие бывают баллоны. О баллонах для сжиженного газа

Баллоны бывают для метана (природного газа) и для сжиженного газа - пропан-бутана. Разные свойства газа, как раз и определяют разницу между типами баллонов. Природный газ традиционно хранится в баллоне в сжатом состоянии под очень большим давлением - 250-300 атмосфер (сегодня уже существуют технологии сжижения природного газа, однако это тема для отдельного разговора. Мы же исходим из того, что традиционно метан храниться в сжатом состоянии.). Метановый баллоны можно часто увидеть на грузовых автомобилях - кассеты по 8-10 красных вытянутых цилиндров.

В этой статье мы поговорим о баллонах для сжиженного нефтяного газа.

Такие баллоны рассчитаны на рабочее давление 16 атмосфер. В действительности обычно в баллоне редко бывает давление свыше 10 атмосфер. 10-16 атмосфер - это сравнительно немного. Хорошо знакомым всем примером резервуара с хранящимся в нем сжиженным газом является китайская пластиковая зажигалка. За ее прозрачными стенками вы можете в подробностях, вблизи, рассмотреть, что из себя представляет сжиженный газ, хранящийся под давлением.

Баллоны для сжиженного газа производятся из 3мм. стали. Производство баллонов - это серьезный процесс, проходящий несколько стадий проверок. Качество сварки швов баллона проверяют ультразвуком, сам баллон обязательно проходит испытания повышенным давлением - 50 атмосфер, кроме того, из каждой партии 1000 штук один из баллонов должен быть обязательно испытан на разрыв. То есть баллон накачивают давлением до тех пор, пока его не разорвет. Все это актуально для серьезных производителей. В последнее время на рынке часто появляются турецкие и китайские продукты. Качество этих баллонов зачастую не соответствует принятым нормам - используется более тонкая сталь, плохо положены сварные швы. К сожалению, сложно сказать, проходят ли эти баллоны проверку в необходимом объеме.

На баллон монтируются мультиклапан -  арматура для заправки и выпуска сжиженного газа. Мультиклапан так же выполняет функции обеспечения безопасности. Он снабжен автоматическим устройством отсечки заправки при заполнении баллона на 80 - 85 %. Как работает это устройство можно понять заглянув в бочек унитаза (если конечно Вам это интересно) - поплавок поднимается вместе с уровнем жидкости, в нашем случае газа, и запирает подающую магистраль при достижении ею определенного уровня. Почему баллон заполняется не более 80-85 процентов объясним ниже. В состав мультиклапана также входит еще два устройства безопасности. Обратный клапан - он предотвращающий выход газа из баллона в заправочную магистраль. Чтобы не получилось как с шариком в детстве - вы его надули, а он тут же сдулся, выпустив вам струю воздуха в лицо. Скоростной клапан - это устройство запирает выход газа из баллона в случае разгерметизации системы. Например, вы решили срезать путь к любимой бабушке, и погнали свои спортивный Мерседес лесом. Случайно об пенек зацепив днищем, разорвали газовую магистраль. Газ в этом случае не выльется на пеньки. Выход из баллона запрет скоростной клапан мультиклапана.

Сжиженный нефтяной газ в баллоне находится одновременно в двух агрегатных состояниях - жидком и газообразном (жидкая и паровая фаза). То есть в баллон заправляется жидкий газ. Баллон, как говорилось выше, заправляется на 80-85 процентов, оставшиеся 15 процентов нужны для подушки паровой фазы. Для чего нужна эта подушка? Подушка обеспечивает нормальную работу баллона и одновременно обеспечивает безопасность при эксплуатации баллона. Жидкий газ, находясь в баллоне, будет испаряться до тех пор, пока не наберется рабочее давление - 10-15 атмосфер. Затем испарение газа прекращается. И газ под собственным давлением подается по трубопроводу под капот автомобиля. Уровень жидкого газа в баллоне в процессе эксплуатации падает, какая-то незначительная часть газа опять же испаряется, таким образом поддерживая в сосуде давление рабочим.

Схематично работы баллона изображена на рисунке ниже:  1 - баллон с газом, 2 - фланец крепления мультиклапана, 3 - мультиклапан

Вторая функция подушки паровой фазы в баллоне - это обеспечение безопасности. Если быллон заполнить сжиженым газом на 100 процентов, то сжиженному газу не хватит места для испарения, давление резко возрастет выше рабочего и баллон разорвет. Разоравать баллон для сжиженного газа может при определенных обстоятельствах: он должен быть заправлен "под завязку", подвергнуться нагреву и еще на таком баллоне должен отсутствовать предохранительный стравливающий клапан.

И, к сожалению, такие случай происходят. Особенно часто такое происходит не с автомобильными, а сбытовыми баллонами. Но поскольку механизм разрыва одинаков, то расскажем подробнее о происшествиях с бытовыми баллонами для сжиженного газа. Вот случай из жизни: Пятеро рыбаков в Бурятии заправили бытовой баллон "под завязку". Занесли его в дом, баллон нагрелся, его разорвало, газ вытек наружу, проскочила искра, последовал взрыв, люди погибли. Подробнее можете почитать здесь. Поэтому, шутки шутками: но всегда помните: газ безопасен при уважительном к себе отношении. В данном случае трагедия произошла из-за грубого нарушения правил эксплуатации баллонов с газом - баллон был перезаправлен.

Автомобильные баллоны, а точнее мультиклапана, которые на них устанавливаются, как правило, имеют еще одно устройство, предназначенное защитить автолюбителя при перезаправке баллона: аварийный стравливающий клапан.

Если баллон заполнить газом до предела, то при определенных ballon-sosij обстоятельствах давление в баллоне может подняться выше рабочего. При каких обстоятельствах?.. Значительный нагрев баллона. Например, вы только что заправились. У вас полный баллон газа. Вы открыли багажник машины, чтобы похвастаться новым оборудованием соседу... но соседи все подходят и подходят... Смотрят и смотрят... А баллон тем временем нагревается под прямыми солнечными лучами - ведь на улице 35 градусов тепла. Что произойдет если давление в баллоне поднимется выше рабочего?.. Сработает  предохранительный клапан. Предохранительный клапан стравит лишнее давление - паровую фазу газа - в атмосферу за борт автомобиля. Таким образом, обращаю ваше внимание: как правило все системы безопасности в автомобильном газовом оборудовании дублированы по несколько раз. В составе мультиклапана (баллонной арматуры) устанавливается отсекающее устройство, которое не позволяет перезаправить баллон сверх 80-85 процентов, а так же, как правило мультиклапан оснащается предохранительным клапаном, стравливающим давление, если оно все таки превысило рабочее.

Оговорюсь, не все мультиклапана имеют предохранительный клапан. Оснащенные предохранительным клапаном, называются мультиклапана А-класса, без такого устройства - B - класса. По принятым регламентам допускается установка на автомобиль баллонов до 60 литров оснащенных мультиклапанами B-класса, то есть без предохранительного клапана. Однако, мы рекомендуем устанавливать на автомобиль баллоны оснащенные только мультиклапанами А-класса.

Автомобильный баллон для сжиженного газаА вот баллон (на фото) с мультиклапаном, который так же имеет электрический запорный клапан. Если автомобиль заглушен, или работает на бензине, клапан запирает выход газа из баллона, сводя к минимуму возможность утечки. Преимущественно в России и Украине используются мультиклапана имеющие механические вентиля. И водитель для того, чтобы перекрыть газ в баллоне, должен руками закрутить заправочный и расходный вентиля. На мультиклапане на фото так же установлен дистанционный датчик уровня топлива. Данные об уровне газа в баллоне передаются в салон, водитель может визуально контролировать уровень газа в баллоне.

Все баллоны имеют сферическую форму. То есть квадратных баллонов не бывает, для того чтобы в конструкции исключить точки напряжения, с которой начнется разрыв баллона.

Традиционно баллоны для ГБО имеют цилиндрическую форму либо форму тора. В каждой форме есть и свои плюсы, и свои  минусы. К несомненным плюсам цилиндрической формы можно отнести большую по сравнению с тороидальным баллоном вместимость - чаще всего по объему они не уступают бензобаку. А вот минусы - с просторным и вместительным багажником придется проститься. Его часть займет этот самый баллон.

Поэтому в последнее время все большую популярность приобретают  торовые баллоны - так называемые баллоны "под запаску", "бублики". Тор удобно устанавливается в нишу для  запасного колеса в багажном отделении автомобиля. Правда, появляется другая сложность: надо куда-то девать запасное колесо. Но, упаковав запаску в чехол, вы сохраняете объем багажника - ведь ее легко можно убрать в салон, если, к примеру, нужно перевозить габаритные грузы. Также к недостаткам тороидального баллона можно отнести его сравнительно небольшой объем. Как правило в нишу автомобиля с размером колеса R14-15 можно установить баллон объемом 47 литров.

 ballon-krug1Баллоны для сжиженного нефтяного газа могут устанавливаться в различных местах автомобиля: в багажном отделении, в кузове, на раме шасси.  Иногда встречаются варианты нетрадиционной схемы установки баллонов и, в частности, на крыше кабины водителя.

Существуют схемы эксплуатации автомобиля с гибридной системой питания. Автомобиль сохраняет полноценную бензиновую систему питания и при этом может работать и на природном, и на нефтяном газе. В таком случае на автомобиль устанавливают баллоны для каждого вида газа - для сжиженного нефтяного и для сжатого природного.

ogaze.ru

Композитные газовые баллоны нового поколения

Газ – один из самых востребованных и перспективных видов природного топлива на многие поколения. Наиболее часто его применяют в сжиженном виде. Для его хранения применяют различные емкости, наиболее удобными и безопасными из которых являются композитные газовые баллоны. Они легки, так что их с радостью берут на вооружение рыбаки, охотники и просто туристы.

 

Композитные газовые баллоны очень просто хранить. Их можно складывать друг на друга, в том числе штабелями.Полимерный баллон совместим с грилями и плитами всех типов. Он может использоваться дома и на природе, применяться как для хранения, так и для транспортировки горючего. Композитный газовый баллон на 30% легче своих металлических аналогов.

Кроме того, сегодня на рынке доступен широкий спектр типоразмеров изделий нового поколения. Например, чаще всего для выездов на природу применяются емкости объемом 15–20 литров, обычно их вес не превышает 7 кг.

Преимущества композитной емкости перед металлической:

  • малый вес;
  • прозрачность;
  • взрывобезопасность;
  • стойкость к коррозии;
  • привлекательный внешний вид;
  • исключение образования искр.

Композитный газовый баллон взрывобезопасен даже под действием открытого огня и температур выше 100 °C.

Большинство производителей дают на них двухлетнюю гарантию и обещают, что срок их службы превысит 30 лет.

Преимущества перед стандартным решением

Важным преимуществом емкостей нового типа перед металлическими является то, что их колба надежно защищена пластиковым кожухом. Именно он при ударе выходит из строя в первую очередь и именно он подлежит в таком случае замене, которая не требует больших затрат времени и денег.

Одним из негативных качеств обычных металлических газовых емкостей является то, что они непрозрачны и навскидку определяется лишь два его состояния – «пустой» и «полный». Композитный газовый баллон прозрачен, а его корпус спроектирован таким образом, чтобы можно было быстро контролировать уровень топлива на том месте, где используется емкость. Прозрачность баллона не меняется с ростом срока его эксплуатации и не зависит от количества газа внутри.

Сравнение металлического и композитного баллонов

 

Актуальным нюансом при использовании сжиженного газа является статическое электричество. Оно образуется в силу различных причин и при определенных условиях может стать причиной возгорания природного топлива. Одно из необходимых условий возникновения такой опасности – образование искры в непосредственной близости к горючему.

Многократные исследования и полевые испытания показали, что материал, из которого изготавливаются современные композитные баллоны, не способствует искрообразованию, а значит, такие емкости абсолютно безопасны по отношению к статическому электричеству.

Что касается наполнения, то тут новые композитные и старые металлические баллоны практически ничем не отличаются. Разница лишь в том, что уровень топлива прозрачного баллона можно контролировать не только с помощью весов, но и визуально.

Применяемые материалы

Взрывобезопасный газовый баллон изготавливается из стекловолокна и эпоксидной смолы. Сама колба прозрачна, но для удобства дополнительно ее помещают в кожух из пластиковых материалов, который, при необходимости легко снимается.

В производстве корпусов полимерных баллонов применяется полипропилен различных марок.

Он довольно крепок, долговечен, поддается простой утилизации, а кроме того, может быть практически любых фактуры и цвета. Это значит, что вы можете заказать партию полимерных емкостей в тон вашему корпоративному логотипу.

 

 

К полимерам, используемым в производстве колб, предъявляются самые высокие требования. Они касаются не только прочности и удобства эксплуатации, но и экологичности. Например, в обычное стекловолокно добавляют бор, что улучшает некоторые его свойства, но негативно сказывается на окружающей среде. В стекловолокне композитного баллона бор заменен на более дружественный природе элемент.

Известно, что пластик меняет свою структуру под действием окружающей среды, особенно – УФ-излучения, то есть солнечного света. Тем не менее, скорость, с которой это происходит, сильно разнится и зависит от марки и состава конкретного полимера.

Композитные баллоны призваны изменить взгляд на безопасность и долговечность газовых емкостей, а потому для их производства применяются только высококачественные материалы, такие как стекловолокно, лишенное бора, и виниловый эфир. Их стойкость действию УФ-излучения измеряется десятками лет, а возможное изменение цвета колбы не влияет ни на безопасность, ни на прозрачность баллона.

Запорная арматура и безопасность

Для выпускного отверстия применяются международные стандарты DIN 477, EN 629 и EN 11363. В любом случае на баллон устанавливается клапан с входом 25Е.

В зависимости от требований различных стран, баллоны снабжаются различными клапанами. Тем не менее, все они оборудованы общими предохранительными устройствами нового поколения – обратным клапаном избыточного давления и плавкой вставкой. Первая равномерно стравливает излишки расширяющегося под действием повышенной температуры газа, не нарушая работоспособности изделия.

Вторая же разрушается под действием экстремально высоких температур, высвобождая при этом природный газ в управляемом режиме. Плавкая вставка пришла на замену обычным пружинным предохранителям и, в отличие от них, срабатывает необратимо.

Температурный режим

Рабочий диапазон безопасных газовых баллонов -40 °C +60 °C, но во время испытаний на полигоне они выдерживают более сильные перепады. Помимо этого новые изделия проходят такие испытания, как циклическая проверка на статическую усталость при +70 °C!

Одной из важных технических характеристик композитного баллона для пропана является способность к теплообмену, то есть скорость изменения температуры внутреннего содержимого в зависимости от внешних условий. Разумеется, эта величина напрямую зависит материалов, применяемых при изготовлении емкостей.

Сжиженный природный газ непосредственно перед сжиганием испаряется, этот процесс характеризует паспортный показатель горючего – скорость испарения, который прямо зависит от температуры. Важно учитывать, что в холодное время года различные баллоны с одинаковым содержимым будут вести себя по-разному.

Тем не менее, опытным путем установлено, что при -15 °C и при скорости потреблении газа 300 г/час, явных отличий между композитным и металлическим баллонами нет. Если условия, в которых вы планируете использовать баллон, жестче этих, рекомендуем рассмотреть возможность дополнительного утепления емкости.

Контроль состояния баллонов

Как любое газовое оборудование, полимерные баллоны подлежат плановому периодическому техническому осмотру. В России он выполняется 1 раз в 10 лет, о чем говорит обязательная надпись на колбе нового баллона. Тем не менее, изделия подлежат и регулярной проверке, которая должна выполняться перед, во время и после каждого наполнения его сжатым топливом.

Визуальный контроль пригодности газового баллона включает проверку:

  • соответствия марки топлива типу данного баллона;
  • своевременного прохождения периодического ТО;
  • целостности маркировки емкости;
  • целостности самой колбы;

Годной для дальнейшего использования считается емкость, успешно прошедшая все пункты осмотра.

Если ответ хотя бы на один из этих вопросов вызывает сомнения и обеспокоенность, дальнейшее использование баллона приостанавливается, и он направляется на внеочередное ТО.

Периодическое техническое обслуживание состоит из следующих мероприятий:

  1. Анализ износа. В результате использования баллона на его корпусе появляются естественные признаки износа – царапины, вмятины, потертости и др. Какие-то из них опасны, а какие-то не представляют опасности. В любом случае важно контролировать появление и наличие таких дефектов;
  2. Проверка маркировки. Крайне важно соблюдать соответствие марки топлива типу баллона. Основным источником информации о баллоне является маркировка на его колбе. В зависимости от производителя и страны использования, эти маркировки имеют разный вид, например, ламинированной наклейки с текстом и штрих-кодом. Износ или другие причины могут вызвать полную или частичную утрату этой информации. Изделие можно использовать до тех пор, пока на его колбе сохранились серийный номер и штрих-код.
  3. Контроль целостности клапана. В настоящее время во всех композитных газовых баллонах используется запорная арматура, соответствующая международным стандартам. Используемый клапан должен быть плотно ввинчен в отверстие, а площадь его соприкосновения с колбой – соответствовать требованиям стандартов.

Заключение

Композитные баллоны пока только завоевывают наше доверие, но уже сейчас, очевидно, металл все реже используется в производстве емкостей для сжиженного газа. Материалы нового поколения превосходят его почти по всем параметрам и позволяют обеспечить беспрецедентную безопасность в хранении бытового топлива.

energomir.biz

27л, б/у, композитные, как установить обогреватель, фото и видео

Загородный участок зачастую отрезан от некоторых благ цивилизованного мира и с отопление с приготовлением еды зачастую становятся проблемой, решением которой может стать газ в баллонах для дачи. Несмотря на то, что объёмы резервуаров могут быть разными, содержимое остаётся неизменным, это пропан-бутан, эфирное вещество со специфическим запахом для контроля над утечками.

Баллоны могут быть разной ёмкости

Баллоны могут быть разной ёмкости

Ниже мы поговорим о подключении приборов, о самом газе и посмотрим демонстрацию тематического видео в этой статье.

Газовые бытовые приборы

Баллоны с газом

Газовая горелка для СУГ

Газовая горелка для СУГ

  • Кроме пропана и бутана в сжиженный углеводородный газ (СУГ) входит также небольшое количество этана, метана и других углеводородов, которые меняют свойства этой смеси. В закупоренном состоянии, в каком либо резервуаре из СУГ получается двухфазная система, где давление будет зависеть от давления паров при жидкой фазе. А испаряемость жидкого соответственно зависит от нагрева или охлаждения жидкой фазы при процентном соотношении пропана с бутаном.
  • Срок годности баллона должен указываться в его паспорте, как того требует инструкция, но кроме этого существуют видимые повреждения, при которых эксплуатация резервуаров строго запрещена. Например, это могут быть раковины, трещины, выпуклости и вмятины на ёмкости, кроме того, это перекошенный или неисправный вентиль, износ горловины (особенно на б у резервуарах) и отсутствие данных о последнем освидетельствовании (жестянка на горловине).
Расстояние между приборами не менее 0,5м

Расстояние между приборами не менее 0,5м

  • Не следует забывать о том, что в помещении можно устанавливать не более 1 баллона на 50 или двух на 27л, при этом к нему должен обеспечиваться свободный доступ в любое время. От топки печи такой резервуар может находиться не ближе 2-ух метров, 1м — от нагревательных приборов и 0,5м — от плиты (фото вверху).
  • Причиной взрыва может являться удар при перемещении или падении баллона, особенно это касается контрастных температур. Так, при жаре давление СУГ повышено, и удар может послужить катализатором, а при большом морозе стенки ёмкости становятся более хрупкими. Эксплуатация и хранение газовых баллонов возможна при температуре до 45⁰C.

Примечание. Вышеописанные положения взяты из СНиП III-4-80*, который создан на основании СНиП III-4-80, то есть, пересмотрен.

Подключение плиты

Редуктор

Редуктор

Теперь рассмотрим, как установить газовый баллон на даче и подключить к нему плиту или таганок. Для этого потребуется газовый редуктор с выходным давлением 30 mbar, специальный резиновый или резино-полимерный шланг, а также штуцер с внутренней резьбой, у которого имеется носик для насадки шланга.

Штуцер-переходник

Штуцер-переходник

У плиты на задней панели находится входной патрубок и на него вам нужно накрутить своими руками штуцер-переходник — на фотографии вверху показан угловой вариант (шланг не упирается в стену), но есть и прямые модели.

Чтобы не допустить утечки пропан-бутана, для накручивания используют фум ленту или герметик, но на сегодняшний день вместе со штуцером поставляются специальные прокладки из мягкого металла (медь, алюминий) или паронита, что делает утечку практически невозможной.

На газовый баллон накручивается редуктор, у которого тоже обязательно должна быть прокладка такого же типа — здесь фум лента или герметик применять нельзя!  Как вы, наверное, обратили внимание, и на штуцере, и на редукторе есть специальный носик с переменным сечением — он и является патрубком для насадки шланга.

Обжимные хомуты

Обжимные хомуты

Теперь вам только остаётся отрезать кусок шланга нужной длины и насадить его на патрубки, но такой фиксации недостаточно, поэтому, перед насадкой на шланг надевают два не зажатых обжимных хомута и после насаживания дополнительно прижимают ними шланг к патрубку с каждой стороны.

Примечание. Кусок шланга всегда отрезается, как минимум,  на 30-40 см больше необходимой длины, чтобы не создавать натяжения. Кроме того, шланг всегда должен быть доступен для осмотра, а это означает, что его нельзя прятать под полом или под отделкой стены или потолка, а также в коробах.

Сильфонный рукав

Сильфонный рукав

Если резиновые или резиновополимерные шланги, даже если они в металлической оплётке, с течением времени подвержены растрескиванию, то сильфонный металлический гибкий рукав можно назвать королём подводки. Резиновые материалы следует менять, максимум, через 5 лет эксплуатации, в то время как установка газового баллона на даче с сильфонной подводкой прослужит вам, как минимум, 15 лет!

Согласно СНиП 2.04.08-87 и СНиП 3.05.02-88 давление в бытовой сети не должно превышать 0,03 атмосфер и при таких условиях рукав можно эксплуатировать при температуре от -50⁰C до +250⁰C.

Такой шланг растягивается без вреда для стенок, так что его можно назвать идеальным вариантом не только для бытового, но и для производственного применения. Конечно, его цена гораздо выше резины, но, как вы знаете, за хорошие вещи всегда надо платить больше.

Отопление

Отопление сжиженным пропан-бутаном

Отопление сжиженным пропан-бутаном

Здесь всё очень просто — обогрев дачи от газового баллона осуществляется точно так же, как и от природного газа, то есть, в роли отопителя выступает газовый котёл, который греет воду для системы тёплого пола, радиаторов или того и другого, а также для подогрева воды.

Но, как вы сами понимаете, расход топлива здесь достаточно большой и мы предлагаем вам таблицу, в которой примерно рассчитано количество баллонов по 50л на один год пользования в зависимости от квадратуры помещения.

Площадь помещения (м2) Количество баллонов (штук) Стоимость за год (руб)
50 56 35000
100 112 68000
120 135 82000
150 168 102000
200 224 137000
240 269 164000

Примечание. Дома, где использованы композитные материалы и различные утеплители, могут потреблять значительно меньше энергоносителей.

Керамический ультрафиолетовый обогреватель

Керамический ультрафиолетовый обогреватель

Конечно, обогрев дачи газовым котлом очень популярен даже в тех случаях, когда загородный дом не электрифицирован  — аренда дизель генератора для дачи всегда спасает положение. Но что делать, если вы редко посещаете свой участок, ведь в таком случае просто нет смысла монтировать системы отопления с дорогостоящим оборудованием. Но здесь вы можете использовать керамические установки с ультрафиолетовым обогревом.

Принцип действия

Принцип действия

Такие газовый обогреватель для дачи с баллоном греют помещение Инфракрасным излучением, которое исходит от керамических панелей, а те, в свою очередь, нагреваются от СУГ до высокой температуры. Такие приборы имеют явное преимущество перед конвекторами, которые используются с той же целью.

Так, керамическиие ультрафиолетовые отопители имеют небольшие габариты и малый вес, поэтому, их можно доставить на дачу не только в багажнике автомобиля, но и привезти на автобусе или поезде (баллон можно купить всего на несколько литров). То же самое можно сказать и о распределении тепла в комнате — ИК излучатели, в отличие от конвектора, могут поддерживать примерно одинаковую температуру, как у потолка, так и у пола помещения.

Такой способ обогрева помещения обойдётся вам гораздо дешевле, чем, если бы вы это делали электричеством, да ещё от дизельного или бензинового генератора. Конечно, дрова обойдутся дешевле, но там нужно топить печь, время от времени её чистить, да ещё и заблаговременно заготавливать топливо.

Заключение

Не отапливаемые дачные дома из блок контейнеров, пеноблоков, бруса или брёвен очень удобно обогревать газом, только вот вид отопителя, то есть, сам прибор, выбирать уже вам. Наверное, самым важным фактором, который должен повлиять на ваше решение, будет количество времени, которые вы проводите за городом (см.также статью «Газовая плитка для дачи с баллоном: как выбирать удобное и современное устройство»).

Добавить в избранное Версия для печати

9dach.ru

Баллоны ГБО для переоборудования автомобилей на газ

Низкая цена на газ, развитие сети газозаправочных станций, увеличение ресурса двигателя на 20 — 35% в среднем — основные факторы привлекающие автолюбителей в последнее время. Владельцы транспортных средств массово устанавливают профессиональное газобаллонное оборудование (сокращенно ГБО), имеющее соответствующее освидетельствование (о чем ставится печать в технический паспорт) всеми необходимыми государственными регулирующими службами. Это все делается в надежде сэкономить на расходе топлива 35 — 50%, при среднегодовом пробеге авто от 20 тысяч км. Чем дальше и чаще ездит машина, у которой вместо бензобака активно используется пропан, тем больше пропорционально растет и экономия. Напротив, для владельцев, какие не планируют постоянно и на большие расстояния эксплуатировать свое авто, переходить на газ не имеет особого смысла, так как установка слишком долго будет окупаться.

Баллон гбо

Баллоны для автомобилей на газу

В качестве топлива, машины с установленным ГБО бывают на сжиженном пропане или метане (нефтяном газу). Последний менее распространен и для него сложнее найти АГЗС (так сокращенно называется заправочная станция, где машину можно снова наполнить газом). Оба вида используют в роли емкости для хранения прочные стальные баллоны с толщиной стенки не менее 3 мм (даже незначительная деформация и нарушение герметичности могут повлечь за собой самые тяжелые последствия) с антикоррозионным покрытием корпуса. Устройство, в общем случае одинаково и включает в себя цельносварную бесшовную металлическую посудину со штуцером на конце. Выход крепится к мультиклапану, совмещенному с вентиляционной коробкой. Набор клапанов и предохранителей для всевозможных аварийных ситуаций надежно препятствует утечке газа, возгоранию или взрыву. Прочные стальные стенки, какие предварительно проходят полевые испытания по соблюдению требований безопасности, на практике оказываются прочнее опорных рам и остаются целыми, даже когда во время ДТП кузов сминается как бумага.

Баллоны для машин на газу

Таким образом, распространённый среди неопытных автолюбителей миф о повышенной взрывоопасности газового баллона не имеет под собой никаких реальных оснований.

Объем и размеры газовых емкостей

Бывает несколько форматов баллонов, но все они находятся в пределах 20 — 90 литров для классических легковых автомобилей. Для внедорожников доступна установка конструкции массивнее — до 150 литров и крепить небольшие запасные снаружи, а тяжелые грузовики носят специально модернизированные спаренные агрегаты до 1000 литров общего объема, имеющие значительные размеры. Нужно учитывать следующие факторы при выборе необходимого формата:

  • Чем большие габариты баллона тем реже придется заправляться, несмотря на широкое покрытие заправочными станциями, в некоторых регионах еще проблематично найти пропан. Это аргумент взять максимально возможные размеры.
  • Согласно требованиям безопасности газовый баллон не может заправляться более чем на 85%, в современных конструкциях ГБО предусмотрена специальная отсечка подачи топлива, не дающая превысить допустимый предел. Сжиженный газ может внезапно расшириться, и при полном заполнении теоретически разорвать емкость. В реальности, в такой маловероятной ситуации специальный предохранитель в мультиклапане сбросит газ через вентиляцию наружу, подальше от салона. Это все влияет на количество газа, которое можно взять с собой — оно всегда будет процентов на 20 ниже емкости баллона, что указывает паспорт.

газовый баллон

Удаление царапин на кузове автомобиля без покраски.

НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.

Читать далее >>

  • С другой стороны большой баллон или несколько спаренных — громоздкая конструкция, самая габаритная часть ГБО. К тому же по замыслу конструкторов авто, для нее не предусмотрено специально отведенного места — так что установка баллона вынуждает жертвовать жизненным пространством багажника или запаской. Компактные модели на 20 или 35 литров имеют свои преимущества с этой точки зрения.
  • Точно также, с увеличением габаритов емкости пропорционально растет толщина стенок (до 5 мм антикоррозионной стали), которые немало весят. Увеличенный баллон вынудит таскать с собой лишнюю сотню — другую килограмм, что далеко не всегда рентабельно.

Классификация газовых баллонов

Помимо деления, основанного на собственных габаритах изделий, они отличаются формой. Если отбросить узкоспециализированные модели и тяжелое грузовое оборудование, то бывают два вида баллонов под пропан: цилиндрический и тороидальные, предназначенные для комплектации в автомобильное ГБО

Цилиндрический вариант

На сегодняшний день считается скорее устаревшей версией, подходящей больше для ранних поколений ГБО, но по прежнему не теряет актуальность. Постепенно его вытесняют тороидальные формы как более практичные в целом.

Цилиндрический вариант

Конструкционно — самый обыкновенный цилиндрический баллон, установка большинством специалистов рекомендуется в багажник автомобиля с корпусом типа седан.

Есть способы размещения вдоль и поперек центра тяжести авто. Минус такого способа размещения в том, что загромождается полезное грузовое пространство — установка как бы делит багажник пополам.

К сожалению, установка в углу ни к чему хорошему не приводит, баллон неравномерно нагружает оси. Для крупных авто возможна установка под капотом небольшой емкости на 20 — 35 литров, подходящий вариант резервного запаса газа для долгого переезда.

Тороидальные баллоны

Преимуществом, обеспечившим популярность такой формы резервуара для хранения газа в автомобиле является успешная имитация под запасное колесо автомобиля, вследствие чего, эти детали имеют одинаковые размеры и соответственно взаимозаменяемы. В случае когда установка проходит на корпус типахетчбек или лифтбек с выносным размещением запаски, полностью сохраняется все рабочее пространство багажника и пропан максимально удален от салона.

Тороидальные баллоны

Закономерно возникающий вопрос — что делать с самой запаской водители решают тремя способами:

  • Хранят колесо в багажнике или салоне. Для этого очень уместно приобрести специальный переносной и внешне солидный чехол.
  • Разместить емкость с газом по капотом. Это более практичный вариант чем аналогичный с цилиндрический: тороидальные баллоны, имея тот же объем на 20 -35 литров, более плоские и для успешной установки не нужен такой высокий клиренс авто.
  • Вообще отказаться от запаски в пользу компактного и практичного ремкомплекта, который быстро и надежно устраняет разрыв практически любой тяжести. Однако, не стоит забывать — это не полноценная замена смены колеса, ситуации бывают очень непредсказуемые.

Регулярная проверка состояния баллона

Раз в два года, согласно законодательно утвержденным нормам эксплуатации, необходимо проходить профилактический технический осмотр автомобиля и его комплектующих, в список которых также входит и ГБО. Если во время техосмотра специалисты изучают пригодность резервуара для газа для дальнейшей эксплуатации по назначению, они направляют его на специальные исследования контроля качества, имеющие название: «освидетельствование и опрессовка газового баллона».

освидетельствование и опрессовка газового баллона

Тестирование проводится в четыре этапа и при несоответствии характеристик топливного резервуара параметрам, которые указывает технический паспорт изделия определяют агрегат в брак или на ремонт.

Первоначально, с баллона демонтируют все съемные детали, промывают снаружи от грязи и жира. Дальше резервуар полностью опустошается и продувается водой под давлением до полного удаления остатков топлива (обычно это пропан).

Визуальное освидетельствование проводится квалифицированными экспертами на предмет поиска дефектов после которых баллон подлежит немедленному списанию:

  1. Трещины и следы коррозии с глубиной проникновения более 10% толщины стенки
  2. Вмятины и деформации корпуса
  3. Трещины на сварных швах
  • Гидравлическая проверка на прочность

Для испытания водой, баллон помещают в специальную камеру с бронированными стенками для соблюдения мер безопасности. Там его накачивают водой, под давлением 20 — 25 атмосфер в течение двух минут (данные о точной нагрузке и продолжительности воздействия содержит технический паспорт). Если все прошло благополучно, давление снижают до стандартных 16 атмосфер и проводят еще одно освидетельствование на предмет проступивших дефектов и эффекта запотевания, свидетельствующих о непригодности устройства.

Гидравлическая проверка на прочность

Закончив процедуру, воду полностью откачивают, а баллон просушивают струей горячего сухого воздуха под давлением.

  • Пневматическая проверка на герметичность соединения

Перед накачиванием баллона сжатым воздухом, его полностью погружают в специальную ванную заполненную водой, и надевают мультиклапан идущий вместе с баллоном в комплекте ГБО. Давление доводят до 16 атмосфер и проводят освидетельствование 2 минуты (если такую цифру в соответствующей графе декларирует паспорт). Появление даже ничтожного количества пузырьков воздуха говорит о неспособности штуцера удержать герметичность на стыке с клапаном. Если же резервуар для хранения газа в автомобиле с честью прошел и это испытание, то проходит опрессовка, монтаж на свое место и подписание акта о том что освидетельствование прошло успешно, который скрепляют печатью организации, проводившей исследование и поручившейся таким образом за качественную работу баллона еще в течение двух следующих лет. Акт выдают на руки владельцу транспортного средства, это юридической силы документ. Вдобавок, в паспорт изделия заносится пометка про выполненное освидетельствование, и еще одна пометка наносится на отведенную для этого табличку на корпусе самого устройства. Освидетельствование по термину действия не может превышать срока годности самого устройства, который занесен в паспорт еще на заводе производителем.

Автор: А. Копылов

Оцените статью: Загрузка...

Сохраните ссылку чтобы не потерять, она Вам понадобиться:

gboteh.ru